Труд возвращается в расписание школьников, ОБЖ становится ОБЗР, а в «Разговоры о важном» добавляется семьеведение.
«АиФ в Кузбассе» узнал о новшествах в школьном расписании и первую реакцию родителей на изменения.
Труд, служба, семья…
«В 2024-2025 учебном году во всех школах Кузбасса вводятся новые предметы: «Основы безопасности и защита Родины» и «Труд (технология)». Список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ по предметам «ОБЗР» и «Труд», образовательные организации Кузбасса определяют в соответствии с федеральным перечнем», - рассказала министр образования Кузбасса Софья Балакирева.
Также она сообщила, что в физкультуру добавили 15 новых модулей по видам спорта - гольф, скалолазание, хоккей на траве, биатлон, спортивный туризм и др. Решение о введении физкультурных новшеств каждая школа принимает сама, исходя из возможностей, имеющегося инвентаря, интереса школьников и их родителей.
«Внеурочный курс «Семьеведение» вводится с 1 сентября для учеников старших классов. Он будет проходить в рамках внеурочных занятий в формате «Разговоры о важном» или внеклассной работы», - добавила министр. Она также напомнила, что в Кузбассе есть сугубо региональные программы по родным языкам для коренных народов - телеутов и шорцев - они преподаются в рамках внеурочной деятельности и на базе учреждений дополнительного образования.
Проректор Института развития образования Кузбасса Сергей Ненилин рассказал об отличиях обновлённых предметов от прежних версий: «Модули программы «Труд» в основной школе расширены, добавились 3D-прототипирование и печать, робототехника, беспилотные летательные аппараты. Программа полностью обновлена с учётом требований времени, её содержание нацелено на современные потребности общества, государства, на воспитание личности в духе труда, на технологический суверенитет страны».
По словам эксперта, отличие ОБЗР от ОБЖ в том, что добавились основы военной подготовки: «Для старшеклассников будут обязательны военные сборы, которые длятся три дня в 9 классе и пять дней - в 11-м. Ученики ознакомятся с военным оборудованием и получат практические навыки для несения военной службы».
…фикция и «шелуха»
Первая реакция родителей на школьные нововведения оказалась критической.
«И я, и ребёнок ко всем нововведениям относимся с иронией и долей раздражения. Чаще всего это трата времени, если учесть, что постоянно говорят о перегрузках детей и увеличивают время их нахождения в школе за счёт никчёмных затей выслуживающихся чиновников», - критично высказалась мама восьмиклассницы из Кемерова Екатерина Шорохова.
«Труд в том виде, как заявляют, вряд ли будут вести в школах. Даже так называемая технология проходила только в теории. Старые фонды (печи, швейные машины, станки) пришли в негодность, а на новый фонд нет средств. Поэтому расширить на бумаге можно любыми модулями, но по факту дети будут решать очередные тесты. То же могу сказать и про физкультуру», - рассуждает кемеровчанка.
Семьеведение она не одобрила. Зато изучение шорского и телеутского поддержала: «К родным языкам вопросов нет, если они действительно будут изучаться так, что дети смогут на них говорить, писать и думать, а не как преподаются иностранные языки в школе». В целом Екатерина убеждена, что не нужно засорять учебный процесс «шелухой»: «Если так хочется сформировать какую-то общность, нужно делать упор на внеклассные занятия, причём мероприятия не привязывать к годовщинам и датам».
Летательные аппараты или гвозди?
Новокузнечанка Инна Савина, у которой дети учатся в 8 и 10 классах, тоже восприняла новшества без восторга: «Считаю, что нововведений очень много. И так дети загружены. Всё, как обычно, может превратиться в фикцию и занимание времени. По физкультуре вообще всё далеко от реальности. Зачем детям гольф? Где брать инвентарь на новые виды? Скалолазание вообще нереально, таких условий в школе нет. Про робототехнику в нашей школе и не слышала. Какие летательные аппараты на труде, если не могут научить элементарному - гвозди заколачивать и с инструментами работать?»
Собеседница позитивно оценила идею с семьеведением, но опасается, что предмет превратится в формальность, дети будут сидеть и зевать. «Такие уроки лучше заменять какой-то практикой - допустим, выходить в музеи или на экскурсии, например, в загс и поговорить про статистику браков и разводов или пригласить семейного психолога», - рассуждает новокузнечанка.