15 февраля – 30-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Одни считают эту войну бессмысленной. Другие – интернациональным долгом. О том, ради чего солдаты воевали и воюют сейчас, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказывает ветеран боевых действий Игорь Полянский.
Двадцать лет секретности
Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Игорь Владимирович, война в Афганистане длилась 10 лет. Почти 4 тыс. кузбассовцев в ней приняли участие, погибло 124. Как в Афганистан попали вы?
Игорь Полянский |
Игорь Полянский: в 1986 г. меня призвали на срочную службу, я тогда учился в Кемеровском химико-технологическом техникуме. Почти месяц вместе с другими ребятами проходил курс молодого бойца, затем из нас отобрали нескольких человек, в основном спортсменов. В самолёте говорили, что летим в Германию… Когда увидел горы, понял, куда попал. Все два года проходил службу в 21-й отдельной десантной штурмовой бригаде специального назначения, был замкомандира разведвзвода. Маме писал, что служу в Сибири. Даже фотографии присылал. Только через двадцать лет родственники узнали правду, когда мне принесли медаль. У мамы был шок. Отец отреагировал спокойнее, т.к. сам военный, полковник МВД в отставке.
Я участвовал в 50 операциях… В городе Герат нужно было уничтожить склад оружия, о котором сообщила разведка. Но на месте, наткнулись на засаду. Из 12 наших ребят в живых остались только четверо. Ту группировку моджахедов мы всё равно потом уничтожили.
Танками давили маковые поля, уничтожали караваны с наркотиками и оружием. В засадах сидели по два-три дня в ожидании каравана. Ни встать, ни отойти, ни поесть толком – нельзя.Однажды наши вертолётчики по ошибке нас закинули в Пакистан. Мы их не виним, ведь сложно ориентироваться в горах в темноте. Побросали рюкзаки, от погони уходили налегке. Тогда погиб наш командир, и группу выводил я. Война есть война.
– Каково это, видеть смерть боевых товарищей, убивать? Ведь вы же были тоже молодым пацаном…
– Когда первый раз увидел кровь и кишки, вывернуло. Потом привык. Хочешь жить – умей вертеться. Нужно было только слушать отцов-командиров. Мне повезло, что у меня годы службы проходили в 1986-1988 гг. – тогда уже не было такого, что вперёд выпускали салаг. К середине 80-х уже начали понимать, что это неправильно.
Боевые товарищи гибли на глазах. Это больно, мы всех их помним. Четырнадцать лет назад выпустили книгу памяти погибших воинов-афганцев – наших земляков. Их именами названы улицы и школы, но не все знают их заслуги. Николай Анатольевич Шорников, к примеру. Он был замполита, погиб в 1980 г. Его подразделение попало в засаду, Николай Анатольевич прикрывал своих ребят, когда они отступали. Будучи тяжело раненым, старший лейтенант Шорников две гранаты бросил в «духов», а третьей подорвал себя, чтобы не сдаваться. Олег Юрьевич Шишкин погиб в воздушном бою, спасая колонну советских солдат на выводе войск из Афганистана. Связист Юра Егоров (он на два года старше меня, мы с ним в одном дворе выросли, вместе играли в футбол и хоккей), когда вышла из строя радиостанция, получил приказ доставить боевое распоряжение во взвод. Во время боя обеспечил связь командира мотострелковой роты со взводами. Попал под обстрел противника, погиб. За мужество и отвагу все герои награждены посмертно.
За что воевали?
– Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, то понятно, что солдаты воевали за Родину. А что такое, на ваш взгляд, интернациональный долг? Люди же отдавали свои жизни за чужую землю…
– Сегодня многие осуждают Советский Союз за ввод войск в Афганистан. И вопрос, «зачем» звучит часто. Я смотрю на это с другой стороны. В Великой Отечественной войне Афганистан уже в 1941 г. поставлял нашей армии шкуру, обувь и т.д. В 1979 г. это государство попросило помощи у нас. Неправильно было бы отказать. Мы же шли туда не воевать. Мы шли строить дороги, больницы, школы. Недавно читал интервью с бывшим талибом, он отмечает, что сейчас бы ни единого выстрела не сделал в шурави (так называли советских солдат), потому что они помогали. В этом и есть интернациональный долг – помочь простому народу. Не бросить его в беде.
– Как вы смотрите на то, что молодёжь сегодня «хочет зарабатывать на войне»? Сирия, Донбасс...
– Частные военные компании имеют одну цель – получить деньги за уничтожение чьего-то противника. У наёмников нет понятия Родины и долга. Я отрицательно на это смотрю. Это нажива, бизнес на крови. Но не соглашусь, что среди наших ребят, которые сейчас находятся в Донбассе, есть наёмники. Наших войск там нет, но есть общественные организации. А добровольцы воюют за мир для русскоязычного населения. В Сирию тоже едут не одни наёмники, а контрактники. Им зарплату платят, боевые, окопные. Так же, как было у нас в Чечне.
Кто нужен Родине?
– Игорь Владимирович, есть нашумевший фильм «Ненастье», об афганцах, которые в 1990-е годы объединялись в банды. Как вы считаете, в этом есть доля правды? Каково вообще было вернуться с войны в страну, переживавшую тяжёлые годы?
– К сожалению, среди тех, кто вернулся с войны, многие спились, стали употреблять наркотики. Мы их не виним, их можно понять. Были и те, кто, действительно, организовали ОПГ – «лихие» 1990-е никто не отменял. Но всегда режет слух, когда говорят: «Вы бандиты». Это неправда. Я вернулся с войны в мае 1988 г. В октябре женился. Первое время долго не мог найти работу, скитался с одной на другую. Зарплату не платили. Потом отец сказал: «Игорь, хватит. Иди в систему. На гражданке ты не выживешь». Так я попал в ГУФСИН, а потом в составе нашего отряда «Кедр» поехал в Чечню. Домой вернулся только в 2004 г., когда жена поставила перед выбором: или семья, или война.
С 2014 г., сразу после выхода на пенсию, стал активно заниматься делами нашего отделения Российского союза ветеранов Афганистана. Прежде всего, мы занимаемся патриотическим воспитанием. У нас есть военно-спортивные лагеря, клубы при школах. В них часто привозят трудных подростков. Всегда радует, что после смены они говорят: «Мы на следующий год ещё приедем». Мы также взяли шефство над двумя детскими домами. Немного помогаем, приезжаем в гости с подарками. Детьми нужно заниматься. Помочь им встать на верный путь, вырасти достойными людьми.