Примерное время чтения: 11 минут
464

Зачем немцам Кузбасс? Как выживает бизнес в условиях санкций

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 10/06/2015
Немецкое машиностроение, работавшее на угольную промышленность, нуждается в Кузбассе.
Немецкое машиностроение, работавшее на угольную промышленность, нуждается в Кузбассе. / Сергей Ильницкий / АиФ

«В Германии машиностроение, работающее на угольную промышленность, переживает тяжёлое время. Поэтому немцам очень нужен кузбасский рынок», – уверен участник международной выставки-ярмарки в Новокузнецке, бизнесмен из Германии Владимир Мартин.

Санкции нипочём?

Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: – В Новокузнецке в 22-й раз прошла международная ярмарка «Уголь России и майнинг». Завсегдатаи выставки отмечают, что иностранцев в этот раз было намного меньше, чем в прежние годы. Очевидно, это связано с политикой взаимных санкций и охлаждением отношений между Россией и Западом. Владимир, почему вопреки этому вы приехали?

Владимир Мартин: – В течение последних восьми лет меня связывает бизнес с Новокузнецком и Кузбассом вообще. В Германии я представляю интересы новокузнецкого завода, производящего горно-шахтное оборудование. Я ведь родился и учился здесь, отец у меня немец, мать – русская, вся семья работала на шахте «Байдаевской». В 1993 г. я переехал жить в Германию.

А когда мой друг детства в Новокузнецке открыл собственное машиностроительное предприятие, то ему понадобились связи на Западе. Я стал тем человеком, который находил партнёров в Европе, готовых работать с кузбасским бизнесом: одних уговаривал вложиться в кузбасский завод, других – привезти свои технологии сюда. Так я работаю уже восемь лет.

Наш бассейн не Европа? Чем отличается жизнь кузбасских горняков от немецких

И никакая политика не может помешать нашим бизнес-интересам с западными партнёрами. Сейчас в Германии осталось всего три угольные шахты, да и те должны закрыться к 2018 г. Долгие годы страна входила в мировые лидеры по добыче угля, и за это время развивались смежные отрасли. Но если шахты закрываются, то машиностроение, работавшее на угольную промышленность, никуда не денется. Отрасль сейчас переживает тяжёлое время. Поэтому немецкие машиностроители, в буквальном смысле слова, пошли по миру. Немцам очень нужен российский рынок, в особенности – Кузбасс как центр российской угледобычи. И они сюда охотно идут. Санкции побоку, когда стоит вопрос выживания бизнеса.

– Знакомые кузбассовцы, живущие в Европе, не раз рассказывали, что отношение к россиянам стало хуже, что им порой проще прикинуться украинцами или словаками, дабы не нарваться на конфликт. Вы чувствуете это охлаждение на себе?

– На мой взгляд, отношения между людьми не изменились. Я как жил в своей деревне между Франкфуртом и Кёльном, как дружил с соседями-немцами, так и продолжаю это делать – мы не стали запирать друг от друга двери. То же и в бизнесе: встретился на днях на ярмарке с немцами, они так же тепло поздоровались, обсудили рабочие вопросы, позвали вечером отдохнуть, как и прежде. Другое дело – политика. С экранов телевизоров в Германии критикуют Россию, перевирают факты в угоду политике, и простой народ верит этому. Другую сторону событий на Украине там не показывают, даже запрещают.

Например, один немецкий режиссёр снял, на мой взгляд, правдивый фильм «Всепожирающий огонь» о прошлогодних майских событиях в Одессе. Его показали только в трёх кинотеатрах, в зал было не пробиться. А потом запретили. Там всё запрещают, что не соответствует официальной пропаганде. Цензура почище российской будет. Я допускаю, что и российская пропаганда не всю правду говорит, но так нагло не врёт, как западная. Ещё заметил изменение: когда раньше прилетал из России в Германию, документы проверяли без особого рвения, а сейчас из самолёта не выпустят, пока полицейские у каждого не проверят паспорт. А русские, наоборот, показалось, стали более открытыми, гостеприимными. Я, может, и немец, но я патриот России.

Авось и порядок

– Вы наверняка бывали на предприятиях в Европе и в Кузбассе и можете сравнить, чем они отличаются. Далеко ли нам до европейского качества?

– Некоторые из тех российских предприятий, где я был, действительно работают по старым технологиям из прошлого века. Скажу лучше про наш завод в Новокузнецке: далеко не все предприятия в Европе дотягивают до его уровня. И это даже не столько моё мнение, сколько оценка иностранцев, которые бывали на нём. Каким бы патриотом России я ни был, но я за немецкое качество. Если соединить русское «авось» и немецкий «орднунг» (порядок), то получится сплав высшего качества. У русских такие светлые головы, что ещё надо поискать в мире!

Были мы как-то в Германии в одной фирме, выпускающей проходческие комбайны. В составе нашей делегации был русский инженер. Идёт он по заводу и, какую деталь ни увидит, рассказывает, на какой технике её можно применить. Хозяева потом ещё пошутили: «Вас мы ещё пригласим на производство, а этого парня не пустим, потому что он всё знает и видит». Они были удивлены: человек первый раз оказался на заводе за тысячи километров от дома и сразу разобрался во всех нюансах.

– И что нам мешает с такими профессионалами не просто добывать уголь, нефть и газ, а развивать высокотехнологичное производство, делать те же машины мирового качества?

– Отсутствие порядка. Нужно, чтобы прежде всего в нём были заинтересованы руководители, чтобы они требовали от коллектива. Тогда и будет идеальный порядок, как дома. Я имею в виду не только внешнюю чистоту, но и чистоту в следовании технологиям, в оценке качества и в выстраивании отношений с партнёрами.

– Ваше производство здесь основано на использовании европейских технологий. Не секрет, что многие на Западе считают Россию отсталой страной, где по улицам ходят медведи. Легко ли западные бизнесмены идут на контакт с русскими?

– Эти стереотипы не мешают строить отношения. Есть другое препятствие, о котором ещё Бисмарк предупреждал: «Ни один договор с Россией не стоит бумаги, на которой он подписан». Менталитет у нас такой – мы необязательные (а я, напомню, наполовину русский). Мы можем заключить договор и забыть следовать ему. Русские по-своему интерпретируют любой закон. И это проявляется не только в деловых отношениях, но и в повседневной жизни. Например, раньше я был против того, чтобы при переезде на ПМЖ в Германию россияне пересдавали экзамен на водительские права. А теперь считаю, что это очень правильно. Своё мнение я изменил после того, как несколько лет назад взял у знакомого машину и сам сел за руль в Новокузнецке. Поездил два дня и понял, что, кроме меня, никто не ездит по правилам. Обгоняют, подрезают, не пропускают, кричат, матерят, бибикают… Это неумение или нежелание русских следовать правилам настораживает потенциальных бизнес-партнёров.

Город стал чище

– Вы росли в Новокузнецке и наверняка хорошо помните город перед своим отъездом. Последние годы регулярно здесь бываете. Как изменился Новокузнецк?

– Когда я приехал сюда в середине 2000-х после большого перерыва, то был поражён: город стал чище. По моим воспоминаниям, в 90-х он утопал в мусоре. Как бы сейчас ни критиковали моего однофамильца, экс-мэра Новокузнецка, но именно ему, мне кажется, удалось сделать эту революцию, взять курс на чистоту, который поддерживается нынешними властями. При нём же начали отстраивать и ремонтировать центр. Отдельное спасибо властям за новую объездную дорогу из Кузнецкого района в Заводской. Но есть огромный минус – развязки с этой трассы сделаны настолько безграмотно, что создают большие пробки по утрам и вечерам. В Германии тоже пробки, но по другим причинам: там реально большой поток машин. В Новокузнецке машин намного меньше, и, чтобы избавиться от пробок, нужно лишь переделать схемы развязок и построить наконец новый мост через Томь.

– А бывали ли вы в туристической гордости Кузбасса – Шерегеше? Как он выглядит в сравнении с Альпами?

– В Шерегеше не был, но знакомые часто туда ездят, рассказывают, что дешевле и качественнее отдых в Швейцарии.

– Может, по старым ценам так и было. Но этой зимой курс евро вырос в два раза…

– Было в 2,5 раза дешевле, а курс всего в два раза поднялся, так что всё равно дешевле. Сравните сами: я отдыхал с женой в Швейцарии в оте­ле Mövenpick – это сеть отелей высокого класса, которые есть в 24 странах, т. е. недешёвый отдых. Мы с женой заплатили 170 евро за двоих за три дня, всем комплексом услуг (сауной, бассейном и пр.) пользовались бесплатно. Я не лыжник, но поднимался на подъёмнике в гору просто посмотреть на окрестности. Представляете, насколько я был удивлён, когда в Новокузнецке заплатил за подъёмник столько же, сколько в Швейцарии?!

Стена снова растёт?

– Этой весной новокузнецкий врач прославился тем, что в ответ на отказ Ангелы Меркель приехать на парад 9 Мая в Москву предложил соотечественникам поздравить канцлера с Днём Победы. Слышали немцы о такой инициативе и как к ней отнеслись?

– Классная идея. Молодец! Красавец! Я бы сам написал ей. И немцы тоже подписались бы. Они не очень любят госпожу Меркель.

– В 1989 г. рухнула Берлинская стена, бывшая символом «железного занавеса». Вскоре у тысяч немцев, оказавшихся по разным причинам в России, появилась возможность вернуться на историческую родину, чем вы и воспользовались. Как вы думаете, сегодня эта стена начинает восставать из руин?

– Я не верю, что немцы против русских, сейчас между нашими народами всё больше понимания. И сами немцы начинают осознавать, что официальная пропаганда их обманывает. Из-за политиков стена может появиться. А из-за людей она не появится никогда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах