Кузбасс - это не только разрезы и шахты. Здесь есть интересные исторические места, уходящие своими корнями даже во времена Екатерины Великой. И их можно до сих пор увидеть! Конечно, такой туризм не для всех - не на каждой машине туда доедешь. Да и интересен не всем. Зато любителям истории и тем, кто просто хочет узнать о своём крае больше, в самый раз!
Где искать золото Колчака? Как найти старый железоделательный завод? Куда по Екатерининскому тракту везли серебряную руду? Об этом, и не только, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказал председатель автомотоотделения Федерации спортивного туризма Кемеровской области Владимир Макарчук.
300 лет назад
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Владимир Викторович, в связи с пандемией коронавируса в Ростуризме заявили, что автопутешествия станут самым перспективным направлением развития внутреннего туризма. Как вы думаете, чем интересен может быть Кузбасс для таких путешественников? Что у нас можно посмотреть?
Владимир Макарчук: Чем может привлечь людей маленький провинциальный городок по сравнению, например, с миллионниками? Я думаю, туризмом с долей экстрима. Это поездки не только с целью посмотреть кузбасские природные красоты, которых у нас много, но и преодолеть некоторые сложности в достижении этих целей.
У нашего края интересная история, уходящая корнями во времена Екатерины ΙΙ. Исторические артефакты разных времён можно увидеть до сих пор! Например, Салаир с серебряными карьерами, из которых руду возили в Барнаул на сереброплавильные заводы, или мраморный карьер около села Ваганово Промышленновского района, где добывали мрамор для строительства станций московского метро. А село Томское? Здесь в 1771 году был построен первый металлургический завод, где производили сталь, чугун, литьё. Конечно, от завода ничего не осталось. Но можно увидеть канал, по которому вода шла с дамбы и приводила в движение механизмы. А также увидеть, как изменили русло реки Томь-Чумыш, чтобы устроить плотину для использования энергии падающей воды - она приводила в движение все механизмы завода.
- У нас в области было много гулаговских лагерей. Наверняка они тоже где-то сохранились. Как вы думаете, интересны ли они будут туристам?
- Лет десять назад в селе Усть-Кабырза Таштагольского района открыли музей
ГУЛАГа под открытым небом. Это копия реального лагеря с деревянным забором, оградой из колючей проволоки, вышками по углам и бараками. Люди постоянно туда ездят, значит, интересно. Это наша история, какой бы она ни была. Я думаю, посмотреть своими глазами на то, что от них осталось, гораздо интереснее. В Горной Шории много таких мест. Можно увидеть остатки заборов, вышек, мостиков.
Там, где ссыльные, была и лесозаготовка. В районе Усть-Нарыка в довоенные и военные годы рубили лес и поставляли его в Новосибирск для строительства самолетов. В те годы часть деталей крылатых машин была из древесины. В тех местах до сих пор можно найти вагончики, части узкоколейной железной дороги, по которым везли лес. Кстати, такие вагончики можно увидеть и во дворах местных жителей.
Есть в области интересное место - дорога ссыльных. Она проходила на севере области. По ней гнали каторжан. Конечно, она уже заросла, но саму дорогу в некоторых местах видно до сих пор, а по краям, вооружившись металлоискателем, можно найти немало интересного, например, пуговицы с орлами и гербами.
Рай в шалаше
- А история с Колчаком, золото которого якобы закопали в наших лесах? Тоже привлекает туристов?
- Вы говорили об артефактах Екатерининских времён. Где их можно увидеть?
- Я имел в виду участок старого Екатерининского тракта. Сам тракт по указу Екатерины построили в начале XVIII века. Он соединял Россию и Китай. В те времена в окрестностях Салаира добывали серебряную руду. И по тракту её вывозили на плавильные заводы в Барнаул. Эта дорога есть на карте путешественника и исследователя Сибири Петра Чихачева, изданной в 1845 году. Дорога заросла деревьями и кустарниками, но её ещё можно увидеть. Чем не интерес?
- А как можно развивать такой туризм?
- Мне кажется, его нужно сделать более комфортным. Конечно, в тайге не проложишь хорошую дорогу, да она там и не нужна, но можно обустроить относительно комфортное проживание в течение, к примеру, пяти дней. Сейчас планируем развивать одно из туристических направлений - глэмпинг. Это так называемый гламурный туризм - рай в шалаше. Никаких брезентовых палаток и спальников! Обустроенный шатёр, кровать, душ - для тех, кто любит природу, но не готов расставаться с комфортом.
В красивом месте на природе обустраивается лагерь, куда можно привозить туристов. Здесь можно будет не только отдохнуть, но и съездить посмотреть, например, красивый водопад или какой-то исторический артефакт.
Первый глэмпинг планируем открыть в Гурьевском районе. Конечно, идеи идеями, но пока пандемия коронавируса вносит коррективы. Или, например, недавно мы нашли старинный крест, который, вероятнее всего, стоял на перекрёстке дорог, а рядом находилась станция извозчиков, где меняли лошадей. С одной стороны шли повозки с салаирской рудой, а с другой - с Томского железоделательного завода. Почему бы не облагородить это место, не отреставрировать крест? Или восстановить место добычи золота. У нас получатся отличные исторические места. Наверняка здорово побывать и там, где во времена Екатерины ΙΙ была почтовая станция, где меняли лошадей.
Кто рубит просеку в тайге?
- Ваша федерация участвует в организации спортивных мероприятий. Часть из них как раз и связана с преодолением на автомобилях маршрутов, которые проходят по историческим местам. Так тоже можно развивать внутренний туризм?
- Да, к нам приезжают участники и из других регионов. Только у нас ребята не просто ездят и смотрят, но и получают спортивные разряды. Правда, для этого им нужно специально подготовить свои машины к бездорожью и выбрать интересный маршрут. А потом предоставить нам отчёт о нём. Дело это совсем не простое. Дорога должна быть сложной - с переездами речек вброд, преимущественно по бездорожью.
- Получается, такие туристы-путешественники своими внедорожниками с большими колёсами и лебёдками портят нашу тайгу? Не велика ли расплата за желание посмотреть край и получить грамоты или разряды?
- Такое представление давно в прошлом. Все маршруты привязаны к старым лесовозным или техническим дорогам, трассам общего пользования. Не нужно думать, что мы выпиливаем просеку в тайге, чтобы проехать. Мы не лезем в глубь леса, не катаемся по сельским полям. А лебёдки у нас оборудованы широкой корозащитной стропой. Она деревья не портит.
Кстати, в области мы давно проводим на специально отведённых площадках соревнования и конкурсы по спортивному туризму - дистанции на средствах передвижения, где автомобилисты-путешественники могут преодолевать трассы в основном с естественными препятствиями и выявлять сильнейшего. Эти мероприятия способствуют развитию технических и экологических знаний у молодёжи. Поэтому за своих ребят я спокоен. Думаю и зрители, посмотрев, как ребята готовят машины и преодолевают препятствия, тоже будут более ответственно относиться к технике.
- Владимир Викторович, чем вам интересна такая работа? Почему свою жизнь вы связали с автомобилями?
- Технику любил с детства. Принимал участие в автокроссах, делал гоночные машины, содержал на предприятии спортивную команду багги и уазиков. Организовывал автопробеги в Монголию, был участником ралли рейда Пекин - Улан-Батор. А в 2001 году меня пригласили возглавить отделение автомототуризма в федерации спортивного туризма. С тех пор провёл с небольшой командой единомышленников более 50 соревнований ранга чемпионата России и Сибирского федерального округа.
Мне нравится то, чем занимаюсь: постоянно при подготовке мероприятий открываю для себя новые и необычные места, вижу такую природную красоту, которую не каждый может увидеть. Интересно знакомиться с историей края - в Кузбассе она очень богатая и интересная. И таит в себе до сих пор множество загадок. Постоянно знакомлюсь с новыми людьми, которым тоже не безразлична природа Кузбасса. Так почему бы этим не заинтересовать автотуристов?