К следующим играм Андрей готовился, не жалея сил. И в 2000 г. ему снова удалось принять участие в Олимпиаде. К сожалению, выйти в финал не получилось. В преддверии летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро спортсмен рассказывает о своих победах и поражениях.
В школу – бегом
Наталья Исаева, АиФ-Кузбасс: Андрей Геннадьевич, спортом вы начали заниматься рано. Правда, сначала интересовались футболом. Почему вдруг передумали становиться футболистом?
Андрей Кислых: В восемь лет мечтал стать вратарём, поэтому родители привели меня в футбольную секцию. Но, т. к. я быстро бегал, меня всегда ставили не на ворота, а в нападение. Не помню, насколько хорошо играл, но, когда в школу пришла тренер Лариса Валентиновна Сизова и пригласила желающих в легкоатлетический манеж, ушёл и ни разу не пожалел об этом. Потом меня тренировала Ирина Вениаминовна Спицына, а до высокого уровня довела Раиса Ивановна Константинова. Благодаря всем моим замечательным тренерам я и стал профессиональным спортсменом. У меня сразу стало всё получаться.
В 14 лет уже выиграл первенство СССР в Украине, стал призёром и чемпионом первенства России среди юниоров и юношей. Уже было ясно, что карьера моя будет связана со спортом. Кстати, 11 класс заканчивал уже в училище Олимпийского резерва в Ленинске-Кузнецком, а оттуда поступил в КемГУ на спортивный факультет. На всю жизнь запомнил, например, Всемирную универсиаду 1997 г. в Италии, когда стал её чемпионом. Это соревнования очень высокого уровня, их можно назвать «чемпионатом мира среди студентов». Те мгновения, когда бежишь эти десять барьеров и боковым зрением видишь, что ты впереди всех, – незабываемы. Вот последний барьер, финишная черта, и ты победитель! Эмоции, которые захлёстывают, запоминаются на всю жизнь.
– Часто родители спортсменов противятся профессиональному спортивному образованию, считая это несерьёзным. Как ваши родители отнеслись к вашему выбору?
– Родители вообще сыграли большую роль в моей спортивной карьере. Любовь к спорту привил папа. Он не был профессиональным спортсменом, но всегда занимался физкультурой. Сейчас осознаю, что именно его можно считать первым тренером. Он научил меня прекрасно кататься на лыжах, играть в пинг-понг, плавать. Мама к спорту никакого отношения не имела, но всегда поддерживала. Она была добрейшим человеком! Всегда любила, приветствовала моё увлечение, гордилась. Она терпеливо ждала с каждых сборов, соревнований. А ведь я из дома уже лет в 12-13 начал уезжать на длительные сборы. Спасибо маме за выдержку, за то, что отпускала такого маленького ребёнка. Ей, знаю, было нелегко.В школе, честно скажу, учился не очень хорошо. Но знаю, что, если бы хотел учиться хорошо, смог бы. Многие ребята ведь брали с собой учебники на сборы. Я же по жизни был фанатом спорта. Я бегал в школу, бегал из школы.
В школе на переменах тренировался, потом бежал в манеж на тренировку. Из манежа быстрее бежал домой. Хорошо, что всё рядом было. Дома ужинал и, бывало, четвёртую тренировку делал: по сугробам бегал. Мне говорили, что у меня плохая растяжка, – я работал на гибкость. Мне говорили, что у меня плохие стопы, – я закачивал стопы. Мне сказали, что нужно барьер крутить тысячу раз в день. Я попросил у директора школы барьер, принёс его домой и крутил дома. Настолько был увлечён спортом, что однажды попытался заснуть в шпагате, чтобы была хорошая растяжка. Не смог, ноги затекли. Времени хватало только на спорт. Но учителя мне всегда помогали, где-то даже вытягивали. Хорошо, у нас не было ЕГЭ тогда.
Компьютер вместо футбола
– Как, на ваш взгляд, развивается спорт в Кузбассе? Когда возможностей для занятий лёгкой атлетикой было больше?
– Возможности для занятия спортом были всегда! Но раньше было легче сделать детский набор. Дома у нас был только телевизор, свободное время занимала улица. Мы играли в футбол, прятки, догонялки, а девочки – в резиночку, прыгали на скакалках. Сейчас же дети свободное время проводят, сидя в телефонах и компьютерах, переписываются, играют. Сейчас вроде возможностей больше: столько школ, манеж такой прекрасный. Кстати, весь детский спорт как был, так и остался бесплатным! Но желающих тренироваться стало меньше, да и дети стали слабее.
Спасибо тем родителям, которые всё равно ведут своих ребятишек в спортивные секции. Я вообще считаю, что лёгкая атлетика развивает ребёнка с разных сторон. Мы ведь прыгаем здесь, бегаем. Кстати, именно легкоатлета приглашают тренером и по баскетболу, и по волейболу, и по футболу. Значит, мы много чего можем дать для физической подготовки спортсмена. Поэтому приводите своих детей в спорт! Пусть не все они станут чемпионами, зато занятия полезны для здоровья. Ведь «звёзды» должны сойтись, чтобы человек стал великим спортсменом: талантливый ребёнок, хороший тренер, который сможет развить талант, понимающие родители.
Дважды олимпиец
– В Олимпийских играх вы участвовали два раза: в 1996 г. в Атланте и в 2000 г. в Сиднее. В обоих случаях вышли в ¼ финала. Расскажите, как готовились в обоих случаях, как бежали. Какие ошибки допустили?
– В 1996 г., когда поехал на Олимпиаду в первый раз, мне было всего 19 лет. Мы попали тогда под программу молодёжного развития. Меня и ещё двух спортсменов, которые показали хорошие результаты, взяли во взрослую команду. Помню, как ноги тряслись при выходе на арену. У меня был первый забег, первая дорожка. Время – 10 часов утра. В России на чемпионатах по лёгкой атлетике трибуны обычно полупустые, поэтому я не был готов к 80-тысячной толпе болельщиков! Огромный олимпийский стадион. Всё-таки смог собраться, решил, что просто так не сдамся. Пробежал – показал свой результат, попал в четвертьфинал. И вечером ещё раз вышел на стадион. Снова показал свой результат, но соперники были сильнее.
На этом для меня Олимпиада закончилась. Тогда у меня было 24 место среди 79 участников. А вот вторая Олимпиада, считаю, была неудачной. Мы целенаправленно готовились, хотели «отобраться». В сезоне я показал хороший результат и попал на Игры. Но, к сожалению, не получилось. Отчасти не пошли климатические условия.
Сбор нам сделали в Японии, где климат влажный, а в Австралии, где проходили Игры, очень сухо. Тогда тоже вышел только в четвертьфинал. Но второй раз пробежал хуже, занял 26 место и результат показал слабее, чем в сезоне. Олимпийское «золото» – это высшая награда для спортсмена. К сожалению, не каждому дано её получить.
– Что дало вам участие в Олимпийских играх? Сегодня об олимпийцах вспоминают?
– Могу сказать, что в Кузбассе к олимпийцам очень хорошее отношение. О нас до сих пор вспоминают, приглашают на приёмы, дают премии. После первой Олимпиады наша администрация подарила мне квартиру. Представляете, какое это достижение: мне было 19 лет, а я уже имел собственное жильё! Конечно, Олимпиада дала звание участника Олимпийских игр и огромный опыт. Кстати, именно год после Олимпиады – 1997-й – был самым успешным в моей карьере: в чемпионате мира попал в полуфинал, показал рекорд России, который был побит только через 13 лет, стал призёром Кубка Европы. Впоследствии, к сожалению, не смог повторить этот успех.
– Сейчас вы тренируете спортсменов. Недавно в Иркутске на первенстве Сибирского федерального округа ваши ребята показали хорошие результаты. Что сложнее: самому бежать или готовить к стартам своих подопечных?
– Мой спортсмен Сергей Свиридов стал первым в семиборье среди мужчин. Сейчас мы корректируем ошибки, готовимся к чемпионату России, который состоится в Смоленске через три недели. На самом деле легче бежать самому. Когда ты стоишь на трибунах, а твой спортсмен находится на беговой дорожке, ты нервничаешь в два раза больше, потому что помочь ему ничем не можешь. Конечно, мечта любого тренера – воспитать призёра Олимпийских игр. Но всё должно быть постепенно. В спорте вообще перепрыгивать через ступеньки травмоопасно. Сначала я мечтал воспитать чемпиона страны. В 2014 г. Сергей выиграл чемпионат России. Теперь мечтаю воспитать участника Олимпиады. Сергей уже участвовал в Играх в 2012 г., но не под моим руководством. Ко мне он пришёл в 2013 г. Сейчас его готовим я и его папа Пётр Ильич.