Сельский деликатес. Легко ли в Сибири разводить перепелов?

Перепела для Сибири пока что деликатес. © / pixabay.com

«Я никогда не сидел дома без работы, мне всегда нужно было чем-то заниматься», - объясняет свою активность фермер из Топкинского района Константин Бурлаков. После инвалидности он решил разводить перепелов. С фермером разговаривала корреспондент «АиФ – Кузбасс».

   
   

Всё для пернатых

Константин Бурлаков

Слесарь-монтажник по образованию, проработавший много лет на железной дороге и на цементном заводе, житель с. Топки восемь лет назад решил заняться перепёлками: как получил вторую группу инвалидности, понял, что работать на производстве уже не сможет. Жена посоветовала заняться лёгким, как казалось неопытной семье, бизнесом. Топкинца в начинаниях поддержала местная служба занятости, которая выделила первоначальный капитал в районе 50 тыс. рублей. Открыть небольшую ферму на крыше собственного частного дома помогали и знакомые - заняли денег.

Со временем Бурлакову пришлось переквалифицироваться из производителя перепелиного мяса в поставщики перепелиных яиц - мясо продать сложнее: для официальной торговли нужен модульный цех по переработке, но денег на него пока нет, а в кредиты с большими процентами влезать не хочется. Позже кузбассовец построил небольшую двухэтажную ферму, в которой своими руками сделал клетки, систему подачи воды и инкубатор, и птицы перекочевали с крыши. Соседи интересовались, что за дом построил селянин, а он лишь посмеивался: «Всё для птичек». Сейчас Константин содержит около пяти тысяч молодняка и несушек трёх пород.

Корм-конструктор

Сначала Бурлаковы думали, что им, уроженцам деревни, будет просто вести хозяйство, но бизнес оказался не таким лёгким.

Перепела - клеточные птицы, не гуляющие, которые очень зависят от условий содержания (влажность, температура) и кормов. Комбикорм для них наш герой буквально «собирает» по компонентам в разных городах - готового хорошего корма нигде нет. Пять лет подряд в Сибири были неурожаи зерна.

Но помимо сложностей содержания живых птиц, вышло много сложностей исключительно предпринимательских. «Мы, фермеры, зависим от всего. Выключили электричество - перестал работать инкубатор. Купил плохой корм - погибла птица. За восемь лет в несколько раз подняли размер отчислений в Пенсионный фонд, повысили налоги и стоимость ветеринарных услуг за справки. Большая часть моего дохода уходит только на обязательные платежи», - рассказывает Константин.

Тяжело было наладить и сбыт, потому что пробиться куда-то с перепелиными яйцами мелкому фермеру крайне непросто - объёмы небольшие, из-за чего крупные торговые сети не хотят работать с такими хозяйственниками. В столовые и детские лагеря перепелиные яйца не нужны. Кое-как топкинец нашёл своих покупателей по региону, за счёт чего и выживает. Предугадать спрос тоже нельзя - то он бешеный, то его нет совсем. Летом, когда продажи падают, Бурлаковы живут на заработанное зимой.

Константин советует: занятым на селе быть очень важно. Но чтобы быть самозанятым, нужно хорошо подумать, хотите ли вы быть индивидуальным предпринимателем (без этого статуса фермер считается нелегалом) и нести все издержки. Открыться с нуля за 100 тысяч можно, но заработать сразу, особенно мелкому производственнику, вряд ли получится: сельское хозяйство даёт доход спустя время.

   
   

«Официально работать хорошо, но всем необязательно, - уверен Бурлаков. - Куда важнее кооперация, когда люди могут сдавать одному официальному лицу свою продукцию, будь то яйца, молоко или мясо. Тогда будет хорошо и населению, и предпринимателю. У меня больших планов на будущее уже нет. Но я делаю то, что умею делать, и бросать, хотя много раз хотелось, пока не собираюсь».

Смотрите также: