Однажды в Кемеровскую лабораторию судебных экспертиз принесли расписку мужчины, который взял в долг у организации 2 млн рублей. Возвращать их он отказался: говорит, не брал. За анализ почерка в расписке начальник лаборатории Иван ПЕРЕПЕЛИЦА посадил всех специалистов. И они определили, что расписка была... искусно подделана!
Зачем экспертам-криминалистам смесители?
- Иван Васильевич, почему результатов судебной экспертизы иногда приходится ждать месяцами?
- У нас все эксперты имеют огромное количество дел в работе. Например, финансово-экономическая и бухгалтерская экспертизы сегодня становятся все более востребованными. В нашей Кемеровской лаборатории очередь на такие экспертизы уже расписана на начало 2007 года: они очень трудоемкие. Представьте себе, что на анализ только по одному делу привозят 12 коробов различной документации, которую нужно разобрать досконально. А специалист всего один трудится. Ему этой работы на месяц хватит!
Или, например, компьютерно-техническая экспертиза: областная прокуратура все чаще требует провести подобную экспертизу, а у нас в регионах таких специалистов мало. Тот, что трудится у нас, вообще изначально - самоучка, но мы его посылали за свои деньги обучаться в Москву, и теперь он владеет полным правом ставить свою подпись под заключением экспертизы. Его знания необходимы в анализе подлинности документации: с широким распространением принтеров, сканеров и ксероксов все чаще подделывают печати и подписи.
Строительно-техническая экспертиза тоже очень популярна в гражданских делах - при дележе имущества супругами, при угоне автомобиля и ДТП, при бытовой аварии эксперты оценивают стоимость или нанесенный ущерб. И, безусловно, водные смесители тоже относятся к сфере работы наших экспертов.
- И на предмет чего же эксперты анализируют смесители?
- Смесители часто являются "камнем преткновения" между жильцами домов и ЖКХ, фирмами, которые в частном порядке обеспечивают подобные услуги. Вот, например, был случай: подтекал у женщины кран. Она обратилась в частную фирму, которая ей и предоставила услуги слесаря. На следующий день к обеду квартиру женщины затопило кипятком, а вместе с ней и квартиры на втором этаже, и на первом. Фирма категорически отказалась выплачивать компенсацию, и женщина подала в суд. Назначили строительно-техническую экспертизу, и наши эксперты выяснили, что перекос резьбы гайки смесителя составил 1,5 мм! Напор воды немного увеличился, и гайку попросту сорвало. Когда на суде начали дознаваться, почему слесарь не узнал причину подтекания крана, он ответил, что боялся разобрать и не собрать обратно смеситель! Фирма признала, что виновата, и наняла адвоката, чтобы избавиться от выплат компенсации. А тот ищет в деле нюансы, с помощью которых оно затягивается на неопределенный срок. В общем, виноватым признали ЖКХ.
Одного отпечатка нам достаточно
- В вашей лаборатории работают специалисты, которые занимаются всевозможными следами, отпечатками и даже анализом ДНК. Их работа, наверное, очень интересна?
- Моя специальность как раз дактилоскопическая и генотипоскопическая экспертиза. Кстати, Кемеровская лаборатория - одна из 50 лабораторий в России, где делают анализ ДНК. Мы можем определить отцовство и материнство, можем выявить родство умершего много лет назад человека, можем идентифицировать насильника, если экспертиза делается для уголовного дела. С помощью отпечатков пальцев можно определить пол человека, его характер и даже отцовство! Я пытался провести такой эксперимент по своей семье: есть и определенные сходства, есть и различия рисунков. Чтобы точнее исследовать этот вопрос, нужно собирать огромную базу отпечатков пальцев родственников. С помощью пальчиков можно сказать о том, чем человек болеет. Психически нездоровый человек оставляет особенные следы: например, все его десять пальцев имеют завитковый или петлевой узор.
- А если на месте преступления найден всего один "пальчик", можно ли по нему найти преступника?
- Во всяком случае, если это петлевой отпечаток, то, какой рукой он оставлен, криминалисты определят. Они установили, что ножка петли правой руки поворачивает вправо, а левой - влево. Конечно, есть исключения, но это встречается достаточно редко. Как правило, преступники оставляют на месте происшествия как раз всего 1-2 отпечатка. Для этого у нас есть специальная машина, она сверяет этот пальчик с теми, что имеются в базе данных, и предлагает варианты. Она не выдает нам точных вариантов, а только те, что похожи. А после этого уже начинает работать эксперт: вручную он сверяет все островки, вилки, количество витков и многое другое проверяемого отпечатка с базовыми.
- Отпечатки пальцев не подделаешь. А можно ли почерк подделать так, что эксперт не отличит?
- Частенько нашим экспертам приходится изучать почерки умерших людей на предмет их подлинности. Бывает так, что человек болеет, а почерк его из-за этого меняется. Тогда эксперт анализирует медицинскую карту писавшего и определяет, может ли болезнь повлиять на почерк в тот момент. Бывает, что эксперт почти уверен в подлинности почерка, и неожиданно один элемент не укладывается в строку! Например, не так давно судился один мужчина с ГИБДД. Он отрицал наложенный штраф и даже нарушение, которое он не совершал и по этому поводу не писал объяснительную. Но объяснительная-то существовала! И вот наш независимый эксперт провела повторную экспертизу. Результат ошеломляющий: из 33 букв алфавита всего одна (!) была написана не так, как писал обычно подсудимый. У каждого человека почерк индивидуален, и этот случай исключительный в практике экспертов.
- А есть ли то, чего судебные эксперты не могут определить?
- Если есть приборы и химические аппараты, если есть высококвалифицированные специалисты, в любом деле можно с помощью экспертов найти массу различных улик и доказательств. Проблема Кемеровской лаборатории в том, что из того финансирования, которое нам необходимо, мы получаем каждый год всего 10%. И эта сумма нам достается в лучшем случае.
Смотрите также:
- Ольга ИСУПОВА: "Человеку платят столько, сколько он стоит" →
- В области есть спрос на хороших дворников и грузчиков →
- Полицейский – о реформе, героизме и вере в профессию →