Купание красного МЕНЯ

   
   

Когда на улице десять градусов ниже нуля, теплую шубу снимать совсем не хочется. Тем более - стоя в одном купальнике в три часа ночи у края речной полыньи, в которую совсем скоро нужно будет окунуться с головой. Но на Крещение в ледяную прорубь прыгают тысячи кузбассовцев, совершая омовение в освященной воде. Последовала этому обряду и наш корреспондент - три раза погрузившись в ледяную воду реки Косьмы в селе Красное под Ленинском-Кузнецким.

Испытание перед купанием

Считается, что купание на Крещение в проруби бессмысленно, если не участвуешь в церковной службе. Я честно отстояла в Троицкой церкви села Красного из пяти положенных два с половиной часа - вплоть до завершения службы. Около четырехсот человек с благоговейными лицами здесь усердно крестились и ставили свечи за упокой и за здравие родных и знакомых. От молитв они отвлекались только для того, чтобы обсудить с друзьями предстоящее купание в Косьме да загадать сокровенное желание: говорят, после полуночи небеса открываются для всех просящих. Тут же слонялись маленькие ребятишки, и время от времени канючили:

- Мама, я тоже хочу купаться! Когда мы уже пойдем к проруби?

...И вот священник прочел все молитвы над стоявшей в баках воде, ставшей уже священной. Тут же началось что-то невообразимое: вокруг баков началась настоящая бойня. Что интересно, в битве за воду участвовали исключительно местные почтенные старушки. Они словно на продуктовом рынке в голодный год вырывали друг у друга из рук ковши, переругивались и толкались за право первыми набрать освященную воду из баков.

А молодые люди солидно стояли в стороне, снисходительно поглядывая на ссорившихся старух: они знали, что с наступлением 19 января вода из любого источника становится священной и будет такой еще целых три дня. А значит, святую крещенскую воду можно набрать даже дома, из-под крана!

Шоу начинается!

Возле проруби собралось ни много ни мало, а 200 человек. Почти все пришедшие сгрудились вокруг полыньи тесным кольцом, через которое невозможно было пробиться без хорошего опыта в боевых искусствах. Тут же неподалеку стояли "легковушки": верующие со всей округи приезжают сюда на каждый крупный церковный праздник, в том числе, и на Крещение. Удивительно, как речной лед толщиной всего 15 см не проламывается под такой тяжестью?

Первым в прорубь погрузился местный священник. Он разделся до коричневой длинной исподней рубахи и резво соскочил в полынью. Толпа одобрительно зашепталась.

За несколько секунд священник три раза с головой нырял в темную воду Косьмы и так же резво выбегал по деревянным ступеням на лед. Батюшка не задержался у полыньи - подхватив подол мокрой рубахи, он помчался в теплую машину, где его уже ждали с растираниями и нагретым полушубком.

А возле проруби в это время моментально возникла сутолока: все, кто желал купаться в полынье, вслед за батюшкой сорвали с себя одежду и выстроились в очередь. Главное - не пропустить очередь! Иначе оттеснят, и замерзнешь: скинутая одежда далеко, а прорваться обратно к проруби нелегко.

Галдеж перерос в неровный гул, из которого слышны были одобрительный свист, кряхтенье и кряканье нырнувших и крики "болельщиков" на берегу. Каждый вернувшийся из полыньи сломя голову бежал к разожженному неподалеку кострищу, а за ним, перепрыгивая ветки густого тальника, неслась его личная "команда болельщиков" из родственников и знакомых, размахивая валенками, курткой, штанами и полотенцем вернувшегося. Смешно, сумасшедше, разухабисто вокруг проруби!

Я побывала в бочке с бритвами

Я толклась в очереди в весьма странном виде - розовый купальник-бикини, длинная шуба, высокие валенки и пуховый платок на голове. Через пару минут и мне предстояло нырнуть в эту темную текучую дыру в реке. Вот! С меня сдернули шубу, валенки, платок, и я оказалась почти голышом один на один с ледяной полыньей. Ноги обжег снег, и зимний холод омертвил тело совершенно. Через несколько секунд я уже не чувствовала ни холода, ни того, к чему прикасалась руками и ногами. Кое-как спустилась по лестнице в воду, предположительно, встала на дно реки. Предположительно - потому что я предполагала, будто стою на дне. Я слышала, как шелестит галька под ногами, но не чувствовала ее. Окунулась суматошно три раза и, огорошенная, встала, слушая, как звенит кашица плывущих тоненьких льдинок. Они звякали тонко-тонко, и казалось, будто находишься в бочке, наполненной водой и бритвами, которые кружатся рядом но не режут тело.

Зацепилась за поручень и попыталась нащупать ногами ступени - их не было! В этот момент сердце мое ухнуло в живот, и, честно признаться, я запаниковала: как выбираться отсюда? Почти сразу же какая-то неведомая сила меня будто подняла на поверхность - это я, не ощущая ступеней ногами, одним прыжком вылетела по лестнице из воды.

Не обращая внимания ни на кого (нет времени разглядывать в толпе, где свои "болельщики" с одеждой), я пулей метнулась к костру. Там уже человек семь окунувшихся блаженно подставляли бока горячим языкам пламени. От тел их валил пар, глаза бешено горели, а кожа была красная!

- Когда опустишься в воду, аж дух захватывает, - делилась впечатлениями местная жительница села Красного Наталья ПРОСКУРИНА. - Тело немеет, дыхание перебивает - еще бы, такой перепад температур! Но, что интересно, нырять в прорубь можно даже простывшим. В прошлом году я купалась с сильным кашлем. После купания кашель как рукой сняло!

- Вода же святая, - поддержал разговор кемеровчанин Евгений ХРАМОВ. - И, говорят, не было еще ни одного случая, чтобы купающиеся в проруби на Крещение простыли!

Слухи слухами, но я со своим слабым здоровьем действительно не простыла. Кожа почти сразу загорелась особым внутренним жаром, который грел меня всю дорогу домой.

Получается, я в эту ночь прошла своего рода тест: батюшки уверяют, будто в Крещенской купели не простынет только верующий. И, как оказалось, верующих у нас - хоть пруд пруди.

Смотрите также: