По итогам января в Кемерове подешевел сахар-песок (на 1,3%), стали дешевле бананы (на 2%) и вермишель (на 3,2%). Подешевела и йодированная пищевая соль - на 2,7%. Как сообщает пресс-служба администрации Кемерова, среди непродовольственных товаров дешевле стала кожаная, текстильная и комбинированная детская обувь (на 6-7%). Подешевели двухкамерные отечественные холодильники (на 5%), двухкамерные импортные холодильники (на 3,5%), цветные телевизоры с диагональю до 40 см (на 3,8%) и музыкальные центры (на 4%). В аптеках стали доступнее бинты - они подешевели на 3,5 %, и вата - цена на нее снизилась на 4,2%. Продолжается снижение стоимости услуг в сфере туризма. За границу теперь можно съездить дешевле, чем в прошлом году, в среднем на 2-9% (снижение цен на путевки, по всей видимости, коснулось только туров в Финляндию, Францию и Германию).
Однако в целом по области (и областной центр не стал исключением) индекс потребительских цен в январе (по отношению к декабрю 2006 года) составил 101,1%. По группе товаров индекс потребительских цен вообще составил больше 106%. За весь 2006 год индекс потребительских цен составил 108,2%. Не стоит забывать, что с 1 февраля повысилась стоимость коммунальных услуг. За водоснабжение и канализацию кемеровчане теперь платят по 76,6 руб. с человека ежемесячно, за отопление 1 кв. м общей площади - 8,75 руб., за горячую воду - 82,44 руб. с каждого жильца, за электричество - по 0,95 руб. за каждый киловатт. Так что жизнь все-таки неумолимо дорожает.
По городу Кемерово прошел слух: стоимость проезда в городском транспорте значительно увеличат.
Специалисты Управления жизнеобеспечения городского хозяйства подтвердили эти слухи, вопрос о проезде в маршрутках за 12 рублей и в муниципальных автобусах за восемь уже рассматривается городскими властями.
Разница между сегодняшней платой за проезд и вероятной в ближайшем будущем достаточно велика, и городские власти, с одной стороны, надеются найти выход, спасающий кошельки горожан от таких больших трат на проезд по городу. Но, с другой стороны, власти понимают, что другого выхода ни у них, ни у транспортников нет: если положение автотранспортных предприятий пошатнется, ни к чему хорошему для пассажиров это не приведет.
- У нас в 2005 году три крупных предприятия были объявлены банкротами, - рассказывает главный специалист отдела транспорта и связи городской администрации Кемерова Виталий АШИХМИН , - потому что им не хватало денежных средств на выплату заработных плат персоналу, налогов и текущих платежей. За последние 2,5 года значительно выросла стоимость бензина, дизельного топлива и электроэнергии, которые являются важными составляющими в работе городского транспорта. Кроме того, автобусы нужно ремонтировать. Это подталкивает транспортников к увеличению стоимости проезда в общественном транспорте.
Кроме окупаемости затрат на перевозку пассажиров транспортные предприятия попытаются с помощью повышения стоимости проезда решить одну из важнейших задач - нехватку квалифицированных кадров среди обслуживающего персонала. Нехватка нешуточная: транспортникам для хорошей работы предприятия не хватает около 300 водителей автобусов! Водители не задерживаются и все время "утекают" с предприятия: зарплата слишком маленькая. Увеличение цены билета позволит пригласить на работу более образованных и опытных водителей, а значит, обеспечит безопасность пассажира во время поездки.
- Кемерово - один из тех редких городов, где все еще есть муниципальный транспорт, - сказал начальник отдела транспорта и связи администрации Кемерова Валерий КОНЮХОВ . - В соседних областях вообще почти весь транспорт частный. Там тоже есть льготы на проезд в муниципальном транспорте, но загвоздка в том, что муниципального транспорта нет! И положенными льготами никто из пассажиров не может воспользоваться. Сейчас там заново создают базу муниципального транспорта. А это значит - огромные затраты, дотации города и области на закупку транспорта. Мы же с повышением цен на проезд пытаемся сохранить не только автобусы, но и льготы на проезд. И другого выхода у нас нет.
Кстати, в Департаменте социальной защиты населения обладминистрации заявили: все льготы на проезд по городу сохранятся, и никаких волнений у населения на этот счет быть не должно. И в дальнейшем - льготы не "урежут" и не сократят. Льготникам повезло, а вот на спокойствие остального населения власти Кемерова надежд не возлагают: на увеличение цен никогда и никто не реагирует спокойно. Они объясняют, что транспортники совсем не жируют, а выживают и даже заботятся о самих же пассажирах:
- В последнее время было приобретено много нового транспорта, - говорит Виталий Ашихмин. - И большая часть его куплена на условиях лизинга. А новые автобусы - это значит, больше машин на маршруте.
Пока что автобусная ситуация в Кемерове действительно не самая лучшая. В конце 2006 года власти обещали, что "маршрутчики" будут объявлять каждую остановку - это так нужно в переполненных салонах, когда из окна в морозный день ничего не видно! Обещанное не сбылось. Кондукторов частенько в салоне вообще нет, а власти отвечают, что "в этом направлении переговоры ведутся". Автобусы переполнены всегда. В час пик это естественно, но в другое время пассажиры теснятся потому, что они "накопились" за долгое время ожидания на остановке. Утешает то, что на маршрутах стали появляться большие комфортабельные автобусы, которые, кстати, выгодны и транспортникам: вместительность салона больше. Ситуация в принципе по всем городам Кузбасса одинаковая, но нигде кроме Кемерова стоимость проезда в автобусах не повышают. У кемеровчан же есть все шансы прокатиться по новым тарифам минимум через месяц - так прогнозируют городские власти.
Смотрите также:
- В Кузбассе тарифы на проезд в 2015 году повышаться не будут →
- Сколько будем платить? Рост тарифа на проезд неизбежен? →
- Мифы автотранспортников →