Куда пойти учителю?

   
   

В Кузбассе уже закрыли множество школ. Как теперь живут учителя? Чем им могут помочь профсоюзы? Что теперь будет с этими учителями?

М. Усолева, г. Осинники

НА ВОПРОСЫ читательницы нам ответил председатель Кемеровской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Николай КИРЮШИН. По его словам, ситуация сложная, но самое страшное уже позади. В последующие годы такого сокращения числа школ и увольнения учителей уже не будет.

- В рамках реализации федерального проекта "Образование" поставлена задача повысить базовую комплектность учеников в классах. В городских школах в классе должно быть 25 человек, а в сельских - 14, - объясняет Николай Андреевич. - Конечно, далеко не все школы, особенно сельские, могут похвастаться такой наполняемостью. Это связано, в первую очередь, с общим демографическим спадом, ведь количество учащихся в Кемеровской области в 2006-2007 учебном году по сравнению с 2003-2004 учебным годом уменьшилось с 337,3 тыс. до 277 тыс. Повышение комплектности школ необходимо, чтобы образование стало более эффективным. Эта же мера должна помочь ученикам привыкнуть к конкуренции, с которой им придется столкнуться в дальнейшей жизни. Кроме того, повышение комплектности школ позволит повысить учителям заработную плату. По всей стране идет сокращение классов и школ.

Негативные последствия демографической ситуации сказались на уменьшении педагогической нагрузки на учителей, а значит, и их заработной плате. Это становится причиной ухода педагогов из школы, делает профессию менее привлекательной.

С января этого года в Кемеровской области ликвидирована 41 школа и реорганизовано 62 образовательных учреждения. Всего с 2005 года ликвидировано 99 образовательных учреждений (в основном, это начальные школы), переведено в другую форму 47. Т. е. изменения коснулись 146-ти учреждений.

Сокращение числа школ и их реструктуризация повлекли за собой сокращения педагогов. За два года численность сотрудников, занятых в сфере образования, уменьшилась на 5 тыс. человек. Процентов 60 из них - учителя, остальные - обслуживающий персонал. Это немало, но надо учитывать, что в это число вошли сокращенные сотрудники с большим стажем, которым и так пора было уходить на пенсию.

- Конечно, учителя переносят все эти изменения тяжело, - считает Николай Кирюшин. - Легко говорить о пользе реструктуризации, когда это не касается лично тебя. Но необходимо понимать, что эти перемены давно назрели, и если не довести реформы до конца, это неизбежно скажется на качестве образования. Ни президент, ни правительство, ни местные власти, которым приходится претворять федеральные решения в жизнь, не виноваты в том, что люди многие годы не рожали, а образование финансировалось по остаточному принципу.

Николай Андреевич говорит, что понимает, как страшно смотреть в будущее педагогам, которые уже попали или рискуют попасть под сокращение. Поэтому профсоюз старается участвовать во всех событиях, сопутствующих реорганизации сферы, обеспечивает правовую помощь при ликвидации и реорганизации школ и сокращении работников. На постоянном контроле находятся вопросы распределения педагогической нагрузки. Регулярно осуществляется взаимодействие с департаментом образования и науки, органами управления образования. Кроме того, профсоюз отслеживает на местах судьбы учителей, попадающих под сокращения. Каждый случай рассматривается индивидуально. По инициативе губернатора области всем сокращенным оказывается помощь в размере 5 тыс. рублей. Сейчас профсоюз ведет работу над тем, чтобы увеличить размер выплаты.

- В этом году в соответствии с Федеральным законом устанавливается обязательное общее среднее образование, - рассказывает Николай Андреевич. - Возможно, увеличение продолжительности обучения в школе до 11 классов позволит смягчить последствия демографической ситуации. Педагоги с вопросами или проблемами, связанными с сокращением, могут обратиться за помощью в Кемеровскую областную организацию профсоюза работников народного образования и науки по телефонам 58-44-72, 36-56-39, 58-49-42.

Смотрите также: