В СВЯЗИ с кризисом многие магазины закрываются и продают свой товар с огромными скидками. Кто от этого выигрывает - продавец или покупатель?
- КРИЗИС всегда имеет две стороны: с одной стороны - некоторые проблемы, с другой - новые возможности, - утверждает член гильдии маркетологов, профессор кафедры маркетинга и рекламы Кемеровского института (филиала) РГТЭУ Владимир КИСЕЛЕВ. - Например, сегодня цены на автомобили невероятно низкие, реальная скидка на них составляет 30%. И покупатели должны этому радоваться. У кого есть возможность, надо обязательно покупать автомобиль в кризисное время, даже в кредит, если есть уверенность в своем рабочем месте. Что касается распродаж, то это совершенно нормальный инструмент торговли. И в эпоху кризиса большинство распродаж носит истинный экономический характер.
Есть несколько видов распродаж. Во-первых, стимулирующие, максимальный размер скидки - до 15%. К ним относятся сезонные распродажи или предпраздничные. Во-вторых, вынужденные. Например, те же сезонные распродажи, когда необходимо очистить полки, чтобы завезти новую коллекцию. В этом случае скидки от 50% и выше. Третий вариант - кризисная ситуация. Здесь у компании нет вариантов - продавать или нет. Это единственный шанс выжить, т. к. продать товар по выгодной цене у компании нет возможности, и здесь как нельзя кстати подходит поговорка: "С паршивой овцы хоть шерсти клок".
Именно третий вид распродажи чаще всего встречается сегодня.
- За последние месяцы торговля у нас упала в четыре раза, - говорит директор одного из меховых салонов. - Если раньше мы работали в плюсе, то сейчас все наоборот. У нас два магазина, но т. к. аренду нам никто не снижает, поэтому один приходится закрыть. Сейчас распродаем вещи с большими скидками, чтобы хоть что-то заработать и перевезти меньше товара в другой магазин.
Но, по словам владельца этого магазина, кожаные куртки и шубы у покупателей не пользуются спросом. Покупают чаще всего весеннюю одежду в пределах 10 тыс. руб.
Кто в выигрыше?
В ОТЛИЧИЕ от салонов в стиле "Меха и кожа" магазины бытовой техники на покупателей не жалуются. В одном из крупных магазинов сказали, что поток покупателей в докризисное время и сейчас один и тот же. Причем берут не только "мелочь", но и холодильники, телевизоры, стиральные машины и т. д. В какой-то степени на повышение уровня продаж влияют и скидки, т. к. акции в магазинах в последнее время проходят постоянно.
- Распродажи выгодны всем, потому что продавец имеет возможность продать как можно больше товара, а покупатель выгодно его купить, - продолжает Владимир Михайлович. - Невыгодны они только государству, т. к. в бюджет в виде налога с прибыли отчисляется меньше средств. Но под видом распродажи может быть и мошенничество. Например, недавно я зашел в один из магазинов по продаже электротехники. Привлекли приятные вывески - распродажа до 50%. Но на самом деле никакой распродажи не было. Чтобы получить 50-процентную скидку, нужно сначала купить товар по обычной цене, тебе дают купон со скидкой 50% только на покупку следующего товара. И когда проводишь все эти расчеты, понимаешь, что товар покупаешь не с выгодой для себя, а по обычной цене.
Поэтому, если покупатель хочет получить выгоду от покупки, то необходимо приложить некоторые усилия. Во-первых, проехать по нескольким магазинам и выбрать товар, а потом сравнить, где он дешевле. Иногда получается так, что даже со скидкой в одном магазине он будет дороже, чем без "SALE" в другом.
Кстати, если магазины предлагают товар с очень большой скидкой, лучше не хватать его сразу, а спросить у консультанта, в чем причина. Нередко ей является какой-либо дефект. Иногда он может быть несущественным, например, маленькая царапина на дверце холодильника, которая не повлияет на работу рефрижератора. Но может быть, этот товар уже побывал в сервисном центре и неизвестно, что с ним будет в дальнейшем.
"Аренда" вместо магазина
С ОДНОЙ стороны, приятно приобрести телефон со скидкой в 50%, отдать за него не 10 тыс. руб., а всего пять. Но нет гарантии в том, что через пару месяцев он не сломается. И куда потом идти, кому жаловаться?
- Если предприниматель или организация закрыла свою деятельность на данной территории, в нашем случае в Кемеровской области, надо искать изготовителя или представительство этой фирмы, - говорит зав. отделом защиты прав потребителей управления потребительского рынка и развития предпринимательства г. Кемерово Виталий КНЯЗЕВ. - Покупатель, если его не устраивает товар, вправе предъявить претензию к продавцу, кто завез этот товар, либо непосредственно к изготовителю. Бывают ситуации, когда люди отдают свои телефоны в сервисные центры "исчезнувших" магазинов и в результате остаются и без телефона, и без денег. В этом случае также надо искать либо представителей компании в других регионах, либо производителей.
Найти адрес представительства компании или самого изготовителя можно в руководстве по эксплуатации бытовой техники, там должен быть указан сайт, контактные телефоны и др. Если найти самому их не получилось, необходимо обращаться в отдел по защите прав потребителей своего города. Что касается одежды, то здесь дела обстоят проще. Большинство бутиков зарегистрированы как ИП. Следовательно, при покупке вы заключаете сделку непосредственно с владельцем магазина. Поэтому предъявлять претензии можно даже к бывшим хозяевам.
Смотрите также:
- Кто и как следил за ростом цен в Кузбассе 100 лет назад? →
- Удар по кошельку. Почему продавцы переписывают ценники? →
- Учимся экономить при онлайн-шопинге →