Музыка заменила ему зрение

   
   

МОЖНО было бы удивиться обилию интересов и славных дел обычного ветерана с пенсионом. Но наш герой из Анжеро-Судженска Мингаяс Ахметгареев особое исключение из всей гвардии пенсионеров. Во-первых, он никогда не жалуется на нынешнюю жизнь, а только радуется ей и всего добивается сам. А во-вторых, он никогда не видел даже оттенков той жизни, в которой активно живет на радость всем окружающим. Ведь он с рождения слепой.

А душа песен просит...

МИНГАЯС Муллахметович просит называть его Николаем Михайловичем или еще проще - Колей. Утверждает, что сложное татарское имя у него по паспорту, а как Колю его знают почти все в родном городе. Да и по отчеству, говорит, что называть рано. Хоть 63 года, а душа-то молодая. И всегда новых песен просит.

Заведующая отделением городского дома милосердия Елена Ажичакова, под началом которой работает Николай аккомпаниатором, говорит, что он для их постояльцев, обожженных и сломленных жизнью, как солнца луч. Сильный духом, он способен заряжать энергией всех вокруг. Каждый день его здесь ждут, чтобы поговорить о жизни, разучить новую песню, послушать, как он исполняет собственные песни, только что написанные. Зрячим - и молодым, и старым жильцам дома милосердия, которые оказались ненужными даже самым родным людям, опустили руки, незрячий и неунывающий Николай Михайлович сегодня первый друг, товарищ и брат.

Его спасла гармошка

...НИКОЛАЙ говорит, что больше всего не любит, когда его жалеют. Утверждает, что в этом не нуждается, а слепота в жизни ему не была помехой. Просто, видно, так судьбе было угодно, что родился слепым в многодетной и бедной шахтерской семье, где шаровары и сапоги были одни на троих. А поскольку был одним из старших среди братьев и сестер, то и кормить семью начал с малолетства. На хлеб и на пряники помогала заработать старая дырявая гармошка, с которой его уже лет с семи приглашали в Анжерку играть на свадьбах. Равных ему среди зрячих свадебных музыкантов уже тогда не было в городе. Сегодня он с благодарностью вспоминает тот день, когда отец принес в подарок гармонь для его брата, а тот так и не смог научиться на ней играть. А вот слепой Николай, вначале ползая по полу с гармонью, пытался извлечь из нее разные звуки, а через несколько часов, всем на удивление, наигрывал веселую "Подгорную". С того времени музыка стала главным его спасителем и хранителем. Заменила зрение, помогла выжить, поверить в себя, прокормить семью. Хотя инвалид, на которого еще в детстве рукой махнули доктора, сказав, что видеть он не будет никогда, по этой причине даже в школе не учился ни одного дня.

В 16 лет его приняли на работу аккомпаниатором в клуб шахтостроительного управления, через четыре года переманили и назначили худруком в клуб химфармзавода. В начале 70-х Николай организовал первый в городе ВИА "Мечтатели", объединив в коллективе самых талантливых взрослых музыкантов. А потом пригласил в ансамбль школьников и создал второй состав. Руководил "Мечтателями" почти двадцать лет. Ни одно мероприятие не проходило без их выступлений. Различных наград и регалий у него не счесть. В 2008 году удостоен высокого звания "Социальная звезда"...

Со зрячими на равных

С ЖЕНОЙ Тамарой познакомился 30 лет назад на танцах, где играл, потом провожал до дома, оберегал от хулиганов. С тех пор не расстаются, воспитали двоих детей, поднимают пятерых внуков. Николай не может даже после работы сидеть без дела, во всем помогает зрячей жене - убирается, моет посуду, копает огород, картошку, умело управляется с бытовой техникой. Заметьте, все это только на ощупь!

- Этот город - мой с детства, - говорит Николай, - я знаю здесь каждую тропинку, улочку, остановку. До тридцати лет мне было стыдно ходить на улице с тросточкой, не хотелось, чтобы люди видели во мне инвалида. По каплям дождя, шуму деревьев, по обонянию я всегда точно определяю свою дорогу, знаю каждый ухаб, поэтому с передвижением для меня больших проблем нет.

- Такие инвалиды, как Вы, чаще живут в специальных учреждениях, там и работают. Может быть, и Вам было бы проще прожить в таких условиях, чем среди нас, зрячих? - интересуюсь у собеседника.

- Только среди зрячих я чувствую себя уверенно и на равных. Мне с ними проще жить, общаться. Я пытался как-то поработать в Кемерове на заводе со слепыми, собирал электроприборы, но это не мое, не смог долго продержаться и вернулся к музыке. Для меня ведь самое главное в жизни - это музыка и семья!

- А как же, если Вы ни разу не видели музыкальных инструментов, нот, можете так виртуозно играть на гармони, баяне, фортепиано, синтезаторе, да еще и песни сочинять? Нам, зрячим людям, просто невозможно в такое поверить...

- Я - слухач. Если услышу песню, то эта мелодия остается в голове, и я могу ее на баяне воспроизвести, аранжировку сделать, записываю фонограммы. Про ноты я имею представление, хотя, конечно же, никогда их не мог видеть. Мне про них рассказывали коллеги - музработники. Записываю некоторые мелодии на магнитофон, диктофон, а потом уже с ними работаю.

Слепая к музыке любовь...

...ВПЕЧАТЛЕНИЯ от встречи с Ахметгареевым остались самые добрые. Мне совсем не верилось, что он слепой. Николай уверенно, взяв меня за руку, провел, как на экскурсии, по различным извилистым коридорам и крутым лестницам дома милосердия. Рассказал, что и где находится, кто и как здесь работает. Попросил назвать номер моего сотового телефона, обещал звонить, про новости рассказать. На мой удивленный вопрос: "Как звонить будете?", пояснил, что помнит наизусть все нужные цифры на телефонах и никогда не ошибается. Рассказал и о планах. Оказывается, сейчас слепой музыкант и композитор больше всего мечтает научиться работать на компьютере, причем с такими редкими специальными программами, которые позволяли бы ему отделять слова от музыки. Говорит, что есть такие, он точно знает, но стоят они очень дорого, если купить. Вот если бы кто в Кузбассе помог ему их найти и установить. А компьютеры для работы есть, целых три. В планах - найти в Кузбассе талантливых авторов добрых лирических стихов, с которыми смог бы не только дружить, но и плодотворно сотрудничать над созданием новых песен. И которых не смущала бы его слепота. Уверяет, что в жизни он способен добиться еще многого. А лично для себя - ничего не нужно. Все есть. Что такое нынешний кризис, Николай Михайлович и не знает. Говорит, только бы музыка всегда с ним была, ведь она его и кормит, и в жизни надежно хранит.

Смотрите также: