АНЖЕРСКИЙ ветеран шахтерского труда Николай Киров - человек известный не только в Кузбассе. Больше 40 лет отработал в шахте, которая раньше носила имя его однофамильца революционера Кирова. А в свободное от горняцкого труда время трудился во славу спорта. С 74 года - пенсионер и сегодня активный участник спортивной жизни области, до сих пор занимается с мальчишками на боксерском ринге и сам поддерживает спортивную форму.
Киров с шахты им. Кирова
ПЕРЕД тем как я познакомился с Николаем Ивановичем, его земляки рассказали о нем немало интересного. Утверждали, что в Кузбассе нет больше такого именитого тренера, спортсмена и энтузиаста, как их Киров. На восьмом десятке лет каждый день бегает, отжимается, занимается бальными танцами, руководит городским советом ветеранов спорта, отпраздновал золотую свадьбу, а в городе для него придумали специальную медаль - "50 лет жизни с тещей". Наград и разных почетных званий - сотни, а воспитанников, которых вывел в достойные люди - тысячи. В тоже время, как мне объясняли, Николай Иванович - скромный и добрый человек, на старика совсем не похож. Когда встретились, Киров многие легенды о себе подтвердил.
Спортом начал заниматься мальчишкой, чтобы можно было постоять за себя, но серьезно боксом увлекся в армии. Солдата посылали в качестве подопытного на испытания ядерной бомбы на Тоцком полигоне. Тогда же впервые завоевал и первое почетное звание призера Белорусского военного округа. А когда в 1956 году вернулся на родину, пошел трудиться в шахту, отработал там 42 года. В 50-е годы прошлого века при доме культуры организовал секцию бокса и по сей день три раза в неделю тренирует мальчишек. Его ученики в основном неблагополучные мальчишки, из которых позже вышли не только известные боксеры, но и многие руководители шахт, предприятий и фирм. В одном из выпусков энциклопедии "Боксеры земли Кузнецкой" о Николае Ивановиче написали: "На ринге выступал десять лет, провел 70 боев, одержал 63 победы. Воспитал сотни массовых разрядников и мастеров спорта".
В архивах - Кобзон и Арбачаков
ВЕТЕРАН и "Отличник физкультуры и спорта РФ" рассказывает, что как-то он решил арифметически подытожить некоторые моменты своей спортивной биографии. Пересчитал дипломы и почетные грамоты, которые удалось сохранить в семейном архиве, их набралось около полутора сотен. А еще значки, медали, кубки - этим добром обвешаны и заставлены все стены комнаты. Одно из самых почетных и редких для Кузбасса званий - "Ветеран бокса России". Потом порылся в архивах, посмотрел на старые фотографии и сосчитал, сколько же всего воспитанников за всю тренерскую жизнь воспитывалось на его боксерском ринге. Таковых набралось больше 3 тысяч, и почти всех он до сих пор помнит поименно. Среди фотографий в старом альбоме я узнал и нашего прославленного земляка Юрия Арбачакова с благодарственными автографами Николаю Ивановичу, а он пояснил, что знаком с ним давно, а первый тренер Юры по фамилии Айларов - его старинный приятель. Вспомнил и о том, как Юрий Айларов привозил из Таштагола в Анжерку на соревнования, которые организовывал Киров, своих мальчишек, был среди них и начинающий тогда Юра Арбачаков. Тогда анжерцы, правда, проиграли таштагольцам. А когда Юрий Арбачаков стал уже многократным чемпионом мира, Николай Иванович с ним встречался в Кемерове на боксерском турнире, который проводил этот прославленный боксер. Интересно было узнать, почему же наш земляк, который признан многократно первой перчаткой мира, уехал в Японию, а на родине так и не стал чемпионом Олимпийских игр. По мнению Николая Ивановича, это история странная и таинственная. В 1988 году Юра должен был ехать на Олимпиаду в Сеул, ведь в наилегчайшей весовой категории Арбачаков тогда считался непобедимым боксером. Но накануне соревнований сообщили, что ему нужно срочно ехать домой, вроде там что-то случилось. Юра приезжает в Кузбасс, а дома все в порядке. Когда возвратился, то вместо него на Олимпиаду отправили другого спортсмена. После того случая в 1990 году Арбачаков и уехал в Японию. И хотя побеждал на чемпионатах СССР, Европы и Мира, олимпийская награда так и осталась мечтой Арбачакова.
Просматривая любительский фотоархив Николая Ивановича, я увидел много известных людей, которых он сам запечатлел на память. Вот, к примеру, совсем молодой Иосиф Кобзон у ринга на международном турнире по боксу. Киров поясняет, что Кобзон тоже в прошлом фанат бокса, вроде стал даже чемпионом Украины, встретился он с ним на соревнованиях в Москве и попросил попозировать.
Вся жизнь - на энтузиазме
ОБО всех славных делах и увлечениях ветерана Кирова рассказать сложно. Таких, как он, энтузиастов трудно отыскать. Говорит, что работает почти бесплатно, помогают ему и с организацией соревнований, и с приобретением призов, спортинвентаря в основном бывшие воспитанники, которых он в свое время из местных уличных хулиганов вывел в большие люди. И теперь их материальное положение позволяет ни в чем не отказывать любимому тренеру. С их же подачи в знак глубокой признательности ветерану выдали бессрочный проездной билет для проезда на любых местных маршрутках.
По мнению Николая Ивановича, сейчас молодежь уже не так активно занимается спортом, нет того энтузиазма, который раньше был. Изменились увлечения и запросы. Смеясь, рассказывает свои непростые спортивные взаимоотношения с внуком:
- Придет с занятий - и за компьютер. Поспорили мы с ним, кто из нас больше отожмется. Я - старый дед - 90 раз отжался. Он - 30. Проспорил внук мне 60 щелбанов, теперь стесняется, не приходит в гости. Говорит, что как потренируется, то придет и победит меня. Но вряд ли это получится, я-то всю жизнь тренируюсь...
Смотрите также:
- «Сегодня мы вторые, завтра – первые». Боксер – о спорте и будущих победах →
- Радистка Катерина. Как сибирская глубинка держит связь с Европой →
- К медали - на коляске →