Американцы извлекут газ из мусора

   
   

Бытовые отходы на окраину Центрального района (в районе деревни Митино) свозились более семидесяти лет. За эти годы площадь, занимаемая бытовыми отходами, разрослась до 22 гектаров, а слой мусора по толщине сопоставим с высотой пятиэтажного дома.

Гниение накопленного мусора всегда сопровождается выделением тепла, газа и отжимной воды. Процесс протекает по типу гейзера, когда то тут, то там на поверхность вырывается метан. Тушить эти самовозгорания очень сложно, поскольку из-за рыхлости слоев невозможно прекратить к ним доступ кислорода. И если в первые 30-40 лет эксплуатации площадки складирования ТБО горение выделяющегося биогаза не доставляло новокузнечанам особых неудобств, то с появлением полиэтиленовой упаковки и изделий из пластика, которые тоже загорались, удушливый дым стал накрывать Центральный и Заводский районы Новокузнецка. На тушение очагов возгорания и предотвращение воспламенений из городского бюджета ежемесячно тратится полмиллиона рублей.

Прощай, помойка!

Сейчас завершается документальная стадия пилотного российско-американского проекта по извлечению из свалки биогаза. Это будет первый подобный опыт на территории Сибирского федерального округа. С наступлением тепла предстоит пробурить первые скважины. В течение года ученые произведут качественную и количественную оценку биогаза и определят возможности его использования. Общепринято считать рентабельным извлечение метана при его выделении 600-800 кубометров в час. На старом новокузнецком полигоне ТБО этот показатель, по предварительным данным, оценивается в 2,5-3 тыс. кубометров в час. Впоследствии возможно использование биогаза в производственном цикле близрасположенных предприятий.

Американская сторона финансирует инженерное обеспечение пилотной установки и технико-экономическую работу. Новокузнецк берет на себя возведение герметичного саркофага над свалкой. Благо, что для этих целей в городе достаточно отходов металлургического производства.

Работа на будущее?

Порой приходится слышать высказывания о том, что, складируя мусор, мы обеспечиваем нашим потомкам будущие месторождения углеводородов. С этим в корне не согласна Екатерина Волынкина, зав. кафедрой техногенных и вторичных ресурсов СибГИУ, руководитель российско-американского проекта. "Выделение газа сопровождает гниение органических остатков, а оно происходит только в первые 30-40 лет, - поясняет Екатерина Петровна. - К тому же в биогазе, извлекаемом на свалках, содержание метана значительно ниже, чем в его природных месторождениях. Так что если мы не изменим свое отношение к переработке отходов, то оставим своим потомкам лишь проблему с утилизацией нашего мусора. Проект, над которым мы сейчас работаем, решает вопрос по извлечению биогаза. Но в составе мусора находятся и высокотоксичные отходы. Исключив попадание внутрь дождевых и талых вод, мы частично предотвратим проникновение вредных веществ в грунтовые воды, однако всех проблем, связанных с нашим бездумным отношением к тому, что мы оставим после себя, это не решит". Поэтому так важно поднимать переработку вторичных отходов, в том числе и бытовых, на новый уровень.

Смотрите также: