Кузнечанка не сдается

   
   

В Новокузнецке имеет место уникальный пример, когда авторская матрешка стала целым видом народного промысла.

Чаще случается наоборот. Раньше в деревне был мастер, а у него подмастерья. Постепенно складывался единый стиль, манера работы - промысел. Такие изделия становились узнаваемы, сейчас бы их назвали брендовыми. Ну кто бы знал про Жостово, Хохломское или Городец, если бы не проживавшие там мастера-художники, создавшие свои стили народной росписи. Иногда кто-то из мастеров вырабатывал свое направление, и так авторы становились знаменитыми, приобретали имя. В Новокузнецке процесс прошел в обратном направлении. Сначала художница Маргарита Даутова придумала образ веселой матрешки, а потом появились последователи ее стиля. Кстати, первый раз кисточку в руки она взяла, став безработной и получив от службы занятости направление в галерею "Творчество". Работала мастерица под руководством искусствоведа Людмилы Бендас. Более 300 мастеров росписи по дереву было обучено почти за 20 лет работы галереи, проведены сотни мастер-классов в образовательных учреждениях города и района, получено признание на крупнейших выставках народного искусства. Здесь были возрождены техники народной вышивки, обучались мастера росписи по ткани, поддерживались резчики по дереву, берестянщики. Но главной изюминкой все же была Кузнечанка - местная уникальная матрешка. В России существует пять центров, где проводится роспись матрешек. Новокузнецк мог войти в историю шестым. Но из-за того, что помещение, которое арендовала у муниципалитета галерея "Творчество", было продано сторонней организации, коллектив распался.

Город потерял центр народного творчества - редкое место, где все желающие могли приобщиться к истокам родной культуры. Тем не менее художницы продолжают начатое дело в частном порядке, реализуя свои изделия через небольшие сувенирные лавки. Матрешки продолжают задорно улыбаться, даря их владельцам хорошее настроение.

Смотрите также: