Артист Евгений Шокин больше 38 лет служит одному театру

В феврале исполнилось 70 лет народному артисту России Евгению Шокину, артисту Кемеровского театра драмы. К слову сказать, в Кузбассе народных артистов всего четверо. И двое из них – Евгений Шокин и Лидия Цуканова, муж и жена, партнёры по сцене – вместе уже 50 лет!

   
   

Все роли любимые

Евгений Сергеевич – человек уникальный: он мог бы стать киногероем, сыщиком, врачом, а выбрал провинциальный театр и вот уже 50 лет выходит на сцену, чтобы рассказать истории своих персонажей, на своём примере доказывая, что маленьких ролей не бывает! Шокин с таким же удовольствием играет эпизоды в спектаклях «Записки из Мёртвого дома» Ф. Достоевского, «С Наступающим на вас…» Р. Овчинникова, как и главные роли в спектаклях «Поминальная молитва» г. Горина, «Беккет» С. Беккета. «Роли для меня, как дети, – не устаёт повторять артист. – Разве скажешь: этого люблю, а этого не люблю?!»

В 17 лет студент Горьковского театрального училища Евгений Шокин впервые в массовке вышел на сцену. И закрутилось. В училище же и познакомился со своей будущей и единственной женой Лидией Цукановой, которая в семье первая была удостоена звания народной артистки РФ. «Уступил даме», – смеётся Шокин. После выпуска работал в театрах закрытых ядерных городов Арзамас-16 и Челябинск-65.

1977 год. Винзорские проказницы. Форд Фото: Из личного архива

С Пушкиным – одно лицо

А в Кемерово артиста пригласил Борис Соловьёв, бывший в то время главным режиссёром кемеровского драмтеатра. Соловьёв отметил сходство молодого Шокина с Пушкиным. И поставил на него спектакль «Гибель поэта». Сходство было настолько разительным, что на одном спектакле на сцену выбежала дама и обратилась к Пушкину-Шокину: «Александр Сергеевич, я стихи пишу. Можно я их вам почитаю?» И начала декламировать. Немало изобретательности понадобилось артистам, чтобы увести возбуждённую женщину за кулисы.

1989 год. Гибель поэта. Пушкин Фото: Из личного архива

Вот уже 38 лет Евгений Шокин служит одному театру, на сцене которого исполнил более 200 ролей, после чего перестал их считать: Фамусов, Пушкин, Фома Опискин, Шуйский, Клавдий, Скапен, ставший сенсацией в своё время Поприщин в «Записках сумасшедшего» Н. Гоголя.

Одна из любимых ролей дня сегодняшнего – провокативная, глубоко психологическая и трагикомическая роль старика Крэппа в спектакле «Беккет» по пьесам одного из создателей театра абсурда Сэмюэля Беккета. Находясь на сцене один, Крэпп практически не разговаривает, он только слушает записи своего прошлого на магнитофоне. Перед ним проносится, как на киноленте, весь ХХ век – безумный-безумный, с историей, которую творили массы, и забытым, вечно одиноким человеком на фоне гротеска и абсурда окружающего мира. Недаром спектакль «Беккет» стал победителем Международного театрального фестиваля Чёрного и Белого в Финляндии, а финский режиссёр Камран Шахмардан, поставивший эту психологическую драму, считает Евгения Шокина последним из могикан советской классической психологической театральной школы.

Европейского режиссёра настолько увлекла работа с Шокиным, что он пообещал приехать в Кемерово в апреле и поставить на бенефис артиста спектакль «Женитьба» по комедии Н. Гоголя. Камран Шахмардан рассказал, что мысль поставить «Женитьбу» пришла им с Евгением Сергеевичем одновременно, когда захотелось отдохнуть от трагического накала и сыграть что-нибудь комическое. А это, конечно, Гоголь. К тому же «Женитьба» – вещь мистическая, утверждает режиссёр. «Всегда, когда встречаешь артистов такого высокого профессионализма, как Евгений Шокин, убеждаешься, что театр более чем интеллектуальное искусство», – подытоживает Шахмардан.

   
   
2012 год. Ревизор. Осип Фото: Из личного архива

Маленькие герои

Евгений Сергеевич от ролей не отказывается. Охотно соглашается и на опыты молодых режиссёров, и на эпизоды, и даже в кино снялся просто так, без гонорара. Молодые ребята попросили и даже денег предложили, но Шокин отказался: молодёжи помогать надо. Скоро короткометражный фильм «Близкие люди» кемеровского режиссёра Юлии Волковой будут показывать на фестивалях.

«Раньше были у актёров амплуа, – рассказывает Евгений Шокин. – Герой должен быть высоким, красивым, с громким голосом… Сейчас же актёр должен уметь сыграть всё. Границы амплуа стираются. И правда, почему человек маленького роста не может быть героем? В жизни зачастую именно такие и становятся героями». Евгений Сергеевич героем себя не считает, он просто честно делает свою работу, до сих пор каждый раз волнуясь перед выходом на сцену. Тяжело, конечно, сейчас уже некоторые роли играть отметившему 70-летний юбилей актёру, зато когда сыграет на все 100, то чувствует, что сделал что-то хорошее, помог кому-то.

2013 год. Беккет. Роль Крэппа Фото: Из личного архива

Есть у Евгения Сергеевича два жизненных принципа, к которым не помешало бы прислушаться каждому: «Первый: никогда ничего ни у кого не просить. Ни ролей, ни квартир, ни благ, ни званий. Второй: никогда никого не подводить. Не опаздывать, не обещать того, что не сможешь выполнить, быть обязательным даже в мелочах». И Евгений Шокин их соблюдает. Так и живёт, никому не завидуя и честно трудясь. А зрители его боготворят – не только за талант, но и за человечность.

Смотрите также: