Про такой инструмент, как домра, мало кто знает. Марина Липатова из новокузнецкой детской школы искусств № 40 посвятила свою жизнь сохранению этого исконно русского инструмента. Она убеждена: без домры не будет оркестра и нашей истории. За такую преданность педагог получила премию президента России в области музыкального искусства.
Как ей удаётся увлечь детей инструментом, о котором многие даже не слышали, зачем нужны «скучные» сольфеджио и как домра помогает деткам с неврологией, в материале kuzbass.aif.ru.
«Моя девочка»
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Марина Фёдоровна, расскажите, как начался ваш путь в музыку и почему именно домра покорила ваше сердце?
Зацепил особенный звук этого инструмента. Знаете, говорят, домра похожа на человеческий голос. И это правда! Когда играешь, кажется, будто она поёт. Кроме того, домра — это оркестровый инструмент. Она невероятно красиво звучит в ансамбле, особенно с фортепиано. Я так ею увлеклась, что не расставалась даже в школе — носила с собой и играла на переменах.
— Почему после консерватории вы не продолжили карьеру исполнителя, а решили посвятить себя работе с детьми в школе?
— Мне хотелось работать с детьми, помочь им раскрыть свой потенциал и избежать тех ошибок, которые я совершала в начале своего пути. Я чувствовала, что могу передать им свою любовь к музыке, научить их видеть красоту в простых вещах.
Спустя несколько лет я перешла в музыкальную школу. Сейчас преподаю домру детям с 7 до 15 лет. Организовала «Байд-квартет» — педагогический ансамбль русских народных инструментов. Он стал важной частью моей жизни, местом, где мы не только творим музыку, но и делимся опытом с молодыми музыкантами. Мы показываем им, что музыка — это не только тяжёлый труд, но и радость, вдохновение, возможность самовыражения.
— Вы как-то по-особенному обращаетесь со своей домрой?
— Да, я называю её ласково «домрочкой», «девочкой». Перед выступлением всегда с ней разговариваю.
Был случай, когда мы с педагогическим ансамблем поехали выступать во Францию. В автобусе — несколько суток, а когда приехали, сразу нужно было выходить на сцену. Моя домра не выдержала такой резкой смены климата и начала «плыть». А как музыканту выходить на сцену с расстроенным инструментом? И я стала разговаривать с ней как с другом. Говорю: «Ну что ж ты меня подводишь? Мы же с тобой вместе из Сибири приехали, такой путь проделали! Ну пожалуйста, помоги!»
Это может показаться странным, но она меня послушала! Вышла на сцену — строй идеальный. Сыграла, ушла со сцены — и она опять «поплыла». Так что у нас с ней особенная связь.
Боль уходит в музыку
— Мы знаем больше гитару, фортепиано. А многие даже представления не имеют, что за инструмент такой — домра. Почему?
— К сожалению, домра сегодня не так популярна, как другие инструменты. Недавно мой ученик рассказал, что в школе на уроке учительница рассказывала про домру, и только он один знал, что это за инструмент.
Многие родители выбирают для детей гитару, считая её более современной, востребованной. И тогда я начинаю рассказывать, что домра — исконно русский инструмент, без которого не будет оркестра. Начинаю им играть — и это работает! Многие мальчишки в итоге меняют гитару на домру. Ведь это не просто инструмент, это голос русской души. Наша история.
— Стоит ли заниматься музыкой, если ребёнок не планирует стать профессиональным музыкантом?
— Я считаю, что заниматься музыкой стоит однозначно, даже если ваш ребёнок не планирует покорять сцену и становиться виртуозом. Во-первых, это невероятная гимнастика для ума — музыка задействует такие области мозга, о которых вы даже не подозреваете, развивает нейронные связи, улучшает координацию.
Я вижу, как «неврологические» ребятишки, у которых раньше руки были зажаты, начинают играть на инструменте — и всё меняется. Пальчики расслабляются, движения становятся увереннее. Мамы потом рассказывают, что дети стали прекрасно владеть и правой, и левой рукой!
Во-вторых, и это я вижу по своим ученикам, игра на инструменте — отличный способ снять напряжение, найти гармонию в душе. Бывает, придёт ребёнок со слезами, садимся играть — и он успокаивается, будто вся боль уходит в музыку.
В-третьих, музыка делает нас более чувствительными к красоте, она наполняет жизнь красками, дарит радость и вдохновение. Так что, дорогие родители, не бойтесь музыкальной школы! Даже если ваш ребёнок не станет вторым Стравинским, он точно вырастет умным, гармоничным и счастливым человеком.
Знать основы
— Почему в музыкальных школах так много обязательных предметов?
— Я часто слышу такой вопрос и всегда отвечаю однозначно: без них никак! Поймите, убрать эти предметы — значит лишить ребёнка полноценного развития. Представьте, если бы у нас не было сольфеджио. Это же азбука музыки! Вместо того чтобы на уроках по инструменту творить, работать над красотой звука, мы бы с ребятами тратили драгоценное время на изучение нот, ритмов, гамм с нуля. Без знания основ невозможно двигаться дальше, ведь инструмент — это творчество, а не зубрёжка.
А музыкальная литература дарит контекст, погружает в эпоху, помогает понять замысел композитора. Ведь совсем по-другому воспринимаешь классическое произведение, когда знаешь его историю, знаком с жизнью автора, культурной средой. Без этих знаний произведение рискует остаться просто набором звуков, а с ними оно оживает, наполняется смыслом, глубиной. Оно помогает детям не просто играть пальцами, но и думать, чувствовать, понимать. Все эти предметы — кирпичики в фундаменте полноценного музыкального образования.
— Что для вас музыка?
— Музыка — это моя жизнь. Звучит банально, но это чистая правда. Она со мной с детства, моя верная спутница, и я не представляю себя без неё. Она больше, чем просто работа или хобби — это способ выразить то, что не передать словами. Возможность поделиться своими чувствами, своими переживаниями с другими людьми.
Когда я беру в руки домру, я будто разговариваю с ней, изливаю ей свою душу. И она отвечает мне своим голосом, своим звучанием. В этом — настоящая магия. Музыка — это моя отдушина, моя поддержка в трудные моменты. Сколько раз она меня спасала, сколько раз выручала! Когда мне грустно или тяжело, я просто беру инструмент и начинаю играть. И будто всё плохое уходит, а на душе становится легче, светлее.
Именно поэтому я стараюсь передать эту любовь своим ученикам. Я хочу, чтобы они тоже почувствовали эту силу музыки, чтобы научились использовать её как способ самовыражения, источник радости и вдохновения.
— Что бы вы скaзали людям, которые считают, что занятие музыкой — пустая трата времени и денег?
— Мне жалко таких людей. И я благодарна судьбе, что за весь свой творческий путь не слышала таких упрёков ни от детей, ни от взрослых. Наоборот, даже если кто-то не пошёл в музыку — научился просто разговаривать. У меня были дети с плохой речью, а потом ребёнок менялся — помогла музыкальная терапия. Возможно, таким людям не повезло с педагогом. Я считаю, что у каждого ребёнка есть музыкальный слух, его нужно лишь раскрыть.