Детская писательница Наталья Шицкая из Новокузнецка уверена: каждый малыш может полюбить чтение, стоит лишь найти свою книгу.
Как превратить нечитающего ребёнка в книголюба, действительно ли современные дети разучились читать и нужен ли искусственный интеллект в литературе, рассказала героиня kuzbass.aif.ru.
Проза мне ближе
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Наталья, как вы пришли к детской литературе? Это было осознанным выбором, зовом сердца или случайным стечением обстоятельств?
Наталья Шицкая: Это был скорее зов сердца, который постепенно привёл к осознанному выбору. Любовь к слову жила во мне с детства. В семь лет я уже писала стихи о несчастной любви, потом пробовала себя в разных жанрах: детские стихи, романы, детективы — всё это хранилось в тетрадках. В 14 лет я твёрдо знала: у меня будет своя книга, хотя и не представляла, как это произойдёт. Примерно тогда же появилась и вторая большая мечта — стать журналистом.
Сначала я воплотила вторую: после окончания педагогической академии пошла работать на телевидение. Журналистика меня увлекла, затянула в круговорот событий. А писательство проявилось с новой силой, когда я стала мамой. Декрет подарил мне то самое время тишины. К тому же ребёнок часто болел и по ночам приходилось быть с ним рядом. Чтобы не спать, я садилась за компьютер. Тогда-то и вспомнила про свои давние стихи, добавила новые и отправила на конкурс «Новая детская книга» издательства «Росмэн».
Произведения были сырыми — и я не заняла никакого места. Зато познакомилась с другими начинающими писателями, которые уже имели успехи. Именно они посоветовали мне попробовать писать прозу.
Я написала сказку «Приключения домового Терентия» и отправила её на конкурс в Севастополь. И в 2016 году одержала победу! Тогда же вышла моя первая книга «Приключения домового Терентия», а затем «Облачная корова» — сборник новогодних стихотворений. Я поняла, что это моё и нужно продолжать.
— На сегодня сколько книг в вашем арсенале? Откуда берутся идеи для разных историй?
— У меня вышло уже 15 книг. Это сказки, рассказы, повести. Проза мне ближе. Идеи приходят из жизни, из наблюдений за окружающим миром, из воспоминаний детства. Я как губка впитываю всё вокруг. Например, у истории «Сын тайги» есть реальные прототипы. Мой двоюродный брат живёт в Красноярском крае, и в детстве дядя водил нас в парк «Красноярские Столбы». В книге я передала свои детские ощущения от тайги, дикого леса. Некоторые события действительно происходили с братом. Конечно, в рассказе они поданы в художественной обработке.
Иногда сюжеты рождаются совершенно неожиданно. Например, «Мудрое море» — история о звезде Аделине, которая качается на серебряных качелях в небе. Этот образ возник случайно, когда я просто смотрела на небо...
А однажды объявили конкурс: нужен был коротенький добрый текст для малышей. Подумала об этом пять минут — и через какое-то время поняла: у меня в голове живёт червяк! Он разговаривает, у него есть характер, увлечения, любимые словечки. Это как рождение ребёнка — идея должна созреть.
Или поиск образа первой любви. Как показать, что мальчик неравнодушен к девочке? Увидела под дождём подростков 15-16 лет. Мальчик в куртке и худи с капюшоном, девочка в куртке без капюшона. Что он сделал? Отстегнул капюшон и надел ей на голову. Позаботился, насколько сейчас может. Такая нежность! Это станет эпизодом в книге.
Писательство — скорее хобби
— Какую главную мысль или ценности вы стремитесь донести до юных читателей в своих книгах?
— У меня нет цели специально учить детей. Я просто рассказываю историю, а смыслы вплетаются в неё сами. В основном мои книги о дружбе, добре, помощи другим, ответственности за поступки, внутреннем взрослении. Я стараюсь показывать на примере героев, к чему могут привести те или иные поступки.
Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Если подростку в назидательной манере говорить «надень шапку», он скорее сделает наоборот. А если показать на примере героя, что он пошёл без шапки, простудился и пропустил важную встречу? Тогда, возможно, он задумается.
— Есть ли сейчас мода в детской литературе?
— Мода, конечно, есть. Сейчас популярны детские детективы, любовные романы для девочек, фэнтези. Очень востребованы познавательные книги о России. Что касается заработка... У большинства писателей есть основная работа. Писательство — это хобби, которое приносит хоть и приятный, но не основной доход.
«Я за бумажные!»
— Многие взрослые сетуют, что современные дети разучились читать. Вы с этим не согласны. Так как же увлечь ребёнка чтением?
— Я бы не сказала, что дети не читают. Просто нужно найти свою книгу для каждого. Я общаюсь с детьми разного возраста в разных городах и вижу: они прекрасно знают литературных персонажей, активно обсуждают книги. Дети пишут отзывы, делятся впечатлениями. Конечно, всегда были и есть те, кто читает больше или меньше. Важно помнить: дети копируют поведение взрослых. Если они видят, что родители с удовольствием катаются на велосипеде или ходят в лес за грибами, им тоже захочется этим заниматься. А если родители всё время сидят, уткнушись в гаджеты, и на просьбу почитать отвечают: «Отойди, некогда!» — дети закономерно уходят в виртуальный мир.
Я никого не осуждаю, понимаю, что жизнь сейчас очень быстрая и работа часто требует постоянного присутствия в телефоне. Что же делать? Я с детства включала своим детям аудиокниги. Это отличное подспорье для родителей, особенно для тех, у кого не хватает времени на чтение вслух. И сказки для самых маленьких, и более сложные произведения для детей постарше. Ребёнок просто лежит в тишине и слушает.
Мои дети, например, сначала познакомились со сказками Усачёва через аудио, а потом мы купили эти книги и прочитали вместе. Так же было и с «Эмилем из Лённеберги» Астрид Линдгрен. Аудиокнига, конечно, не заменит полноценного чтения, но она даёт ребёнку знания, развивает воображение. Это отличный вариант, особенно если ребёнок не любит читать сам. И самое главное — читайте вместе! Начните читать книгу по главам: главу читает ребёнок, главу — вы. Показывайте своим примером, что чтение — это удовольствие.
Моя старшая дочь иногда подходит ко мне и говорит: «Мам, мне нечего читать!» И я хватаюсь за голову: ну сколько можно книг покупать, они же скоро перестанут помещаться в квартире! Но я понимаю: ей нужен толчок, нужно помочь найти что-то интересное — и тогда она снова погрузится в мир книг.
Цифровые книги — тоже вариант, особенно в дороге. Но я всё-таки за бумажные. Это целый ритуал: приятный запах страниц, тактильные ощущения, возможность рассматривать иллюстрации. Можно устроиться поудобнее с чашкой какао и погрузиться в другой мир.
— В эпоху технологий нельзя не спросить: как вы относитесь к искусственному интеллекту в литературе? И о чём мечтаете написать в будущем?
— Текст, созданный искусственным интеллектом, бездушен. Он не является художественным произведением. За ним нет сердца, души. Литература — это творчество, идущее из& 5eb nbsp;глубины сознания. ИИ может быть полезен для сбора информации, анализа данных. Но он не заменит живого писателя. Искусственный интеллект — это просто набор фактов. А настоящее произведение — это идея, подтекст, эмоции, то, что заставляет задуматься и остаётся в сердце.
Я мечтаю написать такую книгу, которая тронет сердца миллионов людей. Хотя, надеюсь, многие мои книги уже таковы. Но даже если я напишу такую книгу, я не остановлюсь. Нужно всегда стремиться к большему!
Современный Пушкин. Артисты молодёжки удивили кемеровчан знакомой историей
Защита от молний и огня. Как строят крупнейший музейный комплекс в Кемерове
«Добавляет смысла». Граффити на фестивале Новокузнецка рисуют дольше всего
«Или верну деньги!» Гид Ткаченко раскрыла, сколько и за что платят туристы
«Был нервный срыв». Как покорить Монголию на велосипеде