Из мышек в королевы. Удивительная женщина – Лидия Цуканова

Лидия Николаевна 50 лет отдала служению театру. © / Кемеровский областной театр драмы им.А.В.Луначарского

В ноябре Лидия Цуканова отметила свой юбилей бенефисным спектаклем. Лидия Николаевна – удивительная женщина! Не только потому, что вместе с мужем выходит на сцену уже 50 лет, 40 из которых отдано Кемеровскому областному театру драмы, но и потому, что до сих пор не перестаёт удивляться, как попала в актрисы, как покоряет зрителей и почему кемеровчане не любят Беккета.    
   

В 15 лет Лидия Цуканова неожиданно для себя и мамы-фельдшера поступила в Горьковское театральное училище (сейчас – Нижний Новгород. - Прим. ред.), прочитав на вступительных басню «Ворона и лисица» и отрывок из «Русских женщин» Н. Некрасова. На экзаменах же и познакомилась с молодым человеком, Женей Шокиным, ещё не подозревая, что повстречала не только мужа, с которым рука об руку пройдёт всю жизнь, но и партнёра по сцене, с которым до сих пор вместе играет в «Поминальной молитве» Г. Горина, «Беккете» С. Беккета, «В тени виноградника» В. Мухарьямова.

Актриса играла лирических и трагических героинь. Фото: Кемеровский областной театр драмы им.А.В.Луначарского

– Когда мы стали старше, мы стали больше вместе играть. Раньше у нас амплуа были разные: он характерный артист, а я лирическая героиня. Даже слухи ходили, что я жена Аркадия Дахненко или Виктора Мирошниченко, которые были моими партнёрами. Всем режиссёрам смешно, когда мы с Женей на сцене начинаем спорить. Мы ругаемся на полном серьёзе, а все вокруг стоят и смеются, – рассказывает актриса.

Театр не поспевает

В Кемерово артисты приехали по приглашению режиссёра Бориса Соловьёва, с которым работали когда-то в закрытом городе Арзамасе-16. В Кузбассе Лидия Цуканова сыграла почти весь мировой репертуар - от шекспировских страстей Дездемоны и Гертруды до пронзительной домашней лиричности военной темы в спектакле «Живы будем – свидимся» по прозе кемеровского писателя Владимира Мазаева. Здесь же актриса получила звание заслуженной, а потом народной.

Сегодня Лидия Николаевна открыта для новых театральных экспериментов, ведь театр должен откликаться и на вызовы современности. Например, совсем недавно на спектакле «Поминальная молитва» люди стали активно реагировать на сцены, где украинцы громят своих соседей евреев и где говорится о революции в Киеве. Неожиданно для театра пьеса выстрелила сегодняшней злободневной темой.

– Театр – это всё равно трибуна, школа жизни, – рассуждает Лидия Цуканова. – На одних комедиях действительно ничего не почувствуешь. Видите ли, драматурги не пишут так быстро хорошие пьесы на то, что сейчас происходит: что на Украине война, что 200 человек в самолёте разбились. В драмтеатре есть Звёздный зал, Малая сцена, где пытаются экспериментировать, но ведь у нас и публика другая, в отличие от московской или даже новосибирской, более консервативная. К нашим сложнее пробиться с чем-то новым.

Один из любимых спектаклей Лидии Цукановой сегодня – «Беккет» по пьесе абсурдиста Сэмюэля Беккета – играют не так часто: зал не набирается. Но те, кто приходит, всегда остаются с полной головой мыслей и новых ощущений. Полубезумная Мэй в исполнении актрисы, отсчитывающая шаги по холодной белой палате, пробуждает в нас все подсознательные страхи, главный из которых – одиночество. На фоне идущего времени, жизни, эпохи.

   
   

На улице узнают

Сколько семья Шокина и Цукановой ни пыталась уехать из Кузбасса, в последний момент что-то случалось и приходилось остаться. Не отпускал город. Теперь Кемерово стал для актёров вторым родным городом, после Горького. А Кемеровский областной театр драмы – вторым домом, если не первым. Здесь дочь Василиса трудится над спектаклями как театральный художник, а внучка Устинья в своё время уже в два года дебютировала на сцене театра в спектакле «Гибель поэта», где дедушка играл самого Пушкина.

– Театр в моей жизни – главное, – говорит Лидия Николаевна. – Может быть, из-за этого не всегда я уделяла должное внимание быту. Он у нас, строго говоря, не организован: квартира недоремонтированная, дача недостроенная. Всё в процессе.

Досье
Лидия Цуканова родилась в с. Никольское Липецкой области. Окончила Горьковское театральное училище. Работала в театрах закрытых ядерных городов Арзамас-16 и Челябинск-65. С 1976 г. – артистка Кемеровского областного театра драмы им. А. В. Луначарского, «Народная артистка РФ».
Актриса пытается не выделяться на городских улицах, иногда даже к маскировке прибегает. Ей в своё время один режиссёр говорил: «Ты похожа на серую мышку. Приходи в театр как-нибудь поярче». Но всё равно Лидию Цуканову на улице узнают, подходят, благодарят за спектакли или просто здороваются. Один из зрителей драмтеатра как-то заметил: «Где бы я ни встретил Лидию Николаевну, всегда накрывает чувство неловкости, что я без цветов. Неважно, на улице или даже в магазине. И начинаешь лихорадочно искать ближайший цветочный ларёк». Даже если вы не узнаете её на улице, то на сцене высокую школу психологического русского театра в сочетании с женским обаянием вы никогда ни с чем не перепутаете – перед вами народная артистка России Лидия Цуканова!

27 ноября – был бенефис актрисы. Лидия Николаевна вышла на сцену Кемеровского театра драмы в роли немецкой мамаши, жаждущей поженить безалаберного сынка. Что из этого получится, расскажет комедия «Без меня меня женили» по пьесе Франца Крёца.