Шорский ГУЛАГ. Музей страдания

В бараках можно увидеть, как жили заключённые, а также кабинет начальника лагеря. © / Екатерина Иптешева / Из личного архива

В этом музее вы не увидите «добрых» экспонатов, которые вызовут приятные эмоции. Зато прекрасно поймёте часть истории, с которой столкнулись многие семьи нашей страны.

   
   

Музей за колючей проволокой

Строительство музея в Усть-Кабырзе началось в 2009 году. И спустя два года, в 2011 г., его открыли. Это не простой музей. Вы заходите на территорию настоящего исправительно-трудового лагеря. Территория комплекса занимает почти 2,6 га земли. Её периметр обнесён высоким деревянным забором и линией колючей проволоки. Есть там и смотровые вышки. В комплексе семь объектов: КПП, штрафной изолятор, штабной барак, клуб-столовая, жилой барак, баня-прачечная, фельдшерский пункт.

Вы входите в музей через контрольно-пропускной пункт, шагая из современной реальности в обстановку лагеря 30-50-х гг. ХХ столетия. Маршрут по экспозиции музея от барака к бараку проложен деревянными тротуарами. В первом бараке вы знакомитесь с обстановкой кабинета начальника лагеря. Тут множество стендов с фотографиями, карты-схемы, документы, подлинные предметы в стеллажах. В бараке «клуб-столовая» можно узнать о нормах питания, распорядке дня. С бытовой спецификой жизни заключённых, спецпоселенцев можно ознакомиться в бытовом бараке. В интерактивной зоне «Промзона» можно собственноручно поработать основными инструментами труда заключенных: пилой двуручной, лучковой пилой, продольной пилой.

Карцер – по желанию

«Уникальность нашего музея состоит в том, что каждый посетитель по желанию может на некоторое время остановиться в жилом бараке, посидеть в карцере штрафного изолятора, поработать на промзоне, отведать так называемой баланды», – рассказывает директор музея Екатерина Иптешева

Музей, несмотря на столь отдалённое местонахождение, очень популярен. Его посещает почти 8 тыс. человек в год! Причём, по словам директора, приезжают не только из близлежащих территорий и районов, но и из Москвы, Дальнего Востока, Крыма и даже из-за границы. «Часто приезжают потомки репрессированных, – говорит Екатерина Иптешева, – посмотреть, что испытали и как жили их предки, почувствовать то, что им удалось пережить. В прошлом году приехали люди, которые, посетив комплекс, подошли ко мне и сказали, что они хотели посмотреть на то, от чего их спас дед». Мемориал – это, прежде всего, память о тех страшных годах, которые пережили тысячи советских людей. Об этом нужно знать и помнить. 

На заметку
С конца 1920-х гг. в Кузбассе начинается индустриализация. Планы огромные. Нужна рабочая сила, желательно дешёвая. Одним из источников её пополнения стал спецконтингент. В качестве спецконтингента в Кузбасс были направлены тысячи раскулаченных и осуждённых по разным статьям. В годы Великой Отечественной войны спецконтингент Кузбасса пополняется репрессированными советскими немцами. К середине 1930-х гг. Кузбасс был покрыт десятками сельскохозяйственных, лесозаготовительных, контрагентских лагпунктов Сиблага НКВД СССР. После победы в Кузбасс прибывают красноармейцы, побывавшие в немецком плену, власовцы, дезертиры и предатели. К 1949 г. только численность заключённых кузбасских лагерей превышает 105 тыс. человек. В Усть-Кабырзе было два лагпункта.