В 30 км от Таштагола около деревни Средние Кичи по дороге на Усть-Кабырзу можно увидеть необычное строение, с виду очень напоминающее храм. Тэгрэм – Дом Бога – именно так зовёт его создатель Александр Тудегешев. Строение приснилось ему во сне. Александра давно окрестили шаманом, хотя себя он таковым не считает и хочет построить обрядовое место для своего шорского народа. В гостях у Александра Тудегешева побывала корреспондент «АиФ – Кузбасс».
Пророческий сон
Александр Тудегешев |
Александр родился и вырос здесь, в Средних Кичах. Его воспитывала бабушка, которая привила любовь к шорской культуре и родному языку. По словам Александра, с самых ранних лет он чувствовал, что не такой, как все. «Я часто боялся спать, - рассказывает Александр, - мне снились странные сны, как я воюю с чертями, часто просыпался от ощущения, что меня кто-то давит, какая-то непонятная сила мучила меня. Посторонние люди мне постоянно говорили, что меня ждёт большое будущее…» Однако Александр в это не верил, окончил школу, поступил учиться в пединститут, но не доучился, вернулся в родной край, а однажды увидел странный сон. «Я увидел родник, красивое место и храм, в котором я читаю молитвы на шорском языке, молюсь за шорский народ.
И кто-то говорит мне: «Ты должен построить этот храм – место, где твой народ будет молиться своим богам, искупать грехи». Место он узнал сразу – около известного святого шорского источника, где всегда многолюдно, проезжающие и местные с удовольствием набирают там чистую воду. Много лет он вынашивал идею строительства храма. Для этого нужны были деньги. Александр развёл домашнее хозяйство, а деньги от продажи продукции стал собирать на строительство. Заготавливал он и кедровый орех. Когда была собрана нужная сумма, Александр купил сруб и приступил к строительству. «В основном, строю один, - признается Александр. - Иногда помогают жители посёлка. Здоровья на стройке оставил много - и спину срывал, и болел тяжело, и без сил падал, и опустошённость чувствовал. Храм забирает у меня очень много сил не только физических, но и душевных…» Александр не только возводит стены, купола храма (а их девять, как девять небес), из дерева он вырезал удивительную композицию, в центре которой находится бог Кудай (верховный бог в тюркской мифологии – прим. авт.), а вокруг него четыре бога – Земли, Ветра, Огня и Воды. А на фасаде храма он сам нарисовал огненного орла!По словам Александра, на строительство ушло уже очень много денег. Строит он его на пожертвования и на то, что заработает сам: «Пожертвований собираю примерно от 50 до 200 рублей, и то не каждый день. Однажды кто-то положил сразу 5 тысяч! Всего за три года вышло около 15 тысяч. Помогают и местные власти - выделили на строительство 50 тысяч рублей».
Откуда храмы у шорцев?
Внутри, безусловно, никакой православной атрибутики - в центре бог Кудай. Пока мы беседовали с Александром, поток людей не прекращался - проезжающие мимо туристы с большим интересом останавливались около храма и делали разные предположения - церковь, местный музей, магазин сувениров… А сам Тудегешев объясняет: «Давным-давно существовала проторелигия, у разных народов она приобретала разные формы. У тюрков (шорцы относятся к этой группе – прим.авт.) это было тенгрианство. У них были и свои храмы, молитвы, иконы и даже кресты и колокола! Со временем проторелигии были искажены и в неизменном виде почти что не сохранились». Его тэгрэм - это обращение к истокам, к тому, что уже было.
Очень интересна история появления орла на фасаде тэгрэма. «Есть у меня один знакомый шорец, - рассказывает Александр, - он никогда обычаи наши не почитал, да и в богов сроду не верил, пока однажды с ним не случилась беда - он пролежал несколько дней в коме. А когда чудом выкарабкался, рассказал мне о том, что, будучи в коме, увидел огромного огненного Орла, который стал рассказывать ему историю шорского народа: от расцвета до падения. Огненный Орёл назвал себя хранителем рода и решил взять нас под своё крыло и оберегать до тех пор, пока мы вновь через веру не наберём прежней силы. А поскольку я возвожу шорский храм, он попросил передать мне это пожелание - нарисовать орла на фасаде».
Я не шаман
Александра все давно называют шаманом. За то, что обряды традиционные проводит, умеет и тучи порой разогнать, болезнь и смерть предсказывает. Есть у него и свой сделанный собственноручно из шкуры медведя бубен, и сшитый им же самим шаманский наряд. Да и после общения с ним понимаешь, что есть в нём что-то не от мира сего, сила какая-то природная, сопоставимая со стихией. Однако он шаманом себя не считает. «Я чувствую, что у меня есть сила и свой путь, но я к нему ещё иду. Ходил я и к последней шаманке нашей Акулине Куспековой, она предрекла мне большое будущее. Говорила об этом же и моя бабушка перед смертью. Моё время ещё придёт».
Александра можно считать чудаком, обвинять в том, что он не знает шорские традиции, но его можно просто уважать за то, что он практически один в течение уже трёх лет строит храм, который, по его мнению, будет способствовать возрождению шорской культуры, традиции и веры. И пусть не всё соответствует исконной традиции, но цель его очень благородна: «У каждого свой путь, моё предназначение - построить храм. Бог дал религию каждому народу. И все они направлены на любовь. Народ наш тоже по-своему любил и прославлял Бога. Я тоже хочу это делать в храме и помогать всем, кто в него придёт, жить в мире и согласии. Мой храм не только для шорцев, он для всех, кто хочет его посетить».