Примерное время чтения: 4 минуты
2275

Как задобрить душу? Обряд погребения у телеутов и шорцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 28/12/2016 Сюжет Коренные соседи
рядом с могилой шорцы и телеуты закапывали специальную погребальную куклу - вместилище для души «сюне».
рядом с могилой шорцы и телеуты закапывали специальную погребальную куклу - вместилище для души «сюне». / Павел Казаков / АиФ

Поэтому похороны и поминки сопровождались шаманскими обрядами. Какими именно, узнавала корреспондент «АиФ – Кузбасс».

Четыре свойства души

По преданиям аборигенов, душа после смерти не зависит от тела - она самостоятельна и чаще всего настроена враждебно к живым. Поэтому в древности покойников выносили из юрты не через дверь, а проделывали другие отверстия. Это было нужно, чтобы душа не нашла дорогу обратно. Чтобы запереть душу покойника в могиле, как пишет этнограф Дмитрий КАЦЮБА в книге «Духовная культура телеутов», забивали на могиле кол или клали камень.

Как телеуты, так и шорцы верили, что душа человека имеет несколько разновидностей. Шорцы, как описывает этнограф Валерий КИМЕЕВ, считали, что у души четыре свойства. Первое – «тын», или жизненность. Тын есть не только у человека, но вообще у всего живого. Появляется он при рождении и живёт в человеке, пока айна (злой дух) не украдёт душу «кут». Кут – это жизненная сила человека, его здоровье. Это свойство души может отделяться от человека, например, если он сильно испугался или упал в обморок. Вернуть её может только шаман. После физической смерти человека появляется другая разновидность души – «сюне». Она отделяется от тела и блуждает там, где привыкла находиться при жизни. Путешествуя по знакомым местам, сюне издаёт страшные вопли, которые слышат живые люди. Чтобы её успокоить, у изголовья покойника ставили угощения. На седьмой день шаман проводил обряд, чтобы изгнать сюне из дома. И в этот момент она переходила в новое состояние – «узют», в котором находилась возле живых родственников в течение года.

Узют – не просто душа умершего, но и злой дух. Присутствие его родственники всегда ощущают: порыв ветра, вихрь, стук. Узют хочет проникнуть внутрь человека. Если ей это удаётся, то человек начинает болеть. Помочь ему сможет только шаман. В мир мёртвых узют также провожает шаман. Обряд он проводит два раза: на 40-й день и через год после поминок.

Обряды для души

Как описывает обряды Валерий Кимеев в книге «Шорцы. Кто они?», как только шорцы убеждались, что человек умер, они убирали из-под его головы подушку. Это было нужно, чтобы отошла душа «тын». Затем в печи зажигали огонь, а в изголовье покойника ставили пищу для сюне. Три дня родственники сидели возле покойника, причитали и восхваляли его заслуги. Существовал даже плач-причитание «сыгыт». Через три дня тело обмывали, одевали в чистую одежду и клали в гроб.

После принятия христианства шорцы стали делать кладбища на горах. На могилах оставляли берестяную коробочку с пищей. Когда уходили домой, путали следы, чтобы душа не нашла дорогу с кладбища: через плечо кидали пихтовые ветки и на тропинке оставляли топор лезвием к кладбищу. Дома шаман разжигал огонь и камлал, уговаривая сюне не возвращаться. Чтобы блуждающая душа не проникла в дом, у дверей ставили два берестяных сосуда и вешали сеть.

Справка
До принятия христианства аборигены заворачивали покойников в бересту, перевязывали верёвкой и подвешивали к дереву в чаще. Обычно выбирали старую берёзу. В таком положении покойник висел, пока не высохнет. С дерева его никто не снимал. Детей обычно хоронили недалеко от дома, чтобы мать могла их навещать. Как отмечает Дмитрий Кацюба в книге «Духовная культура телеутов», этот способ вызывал эпидемии холеры и чумы. Такой способ захоронения описан и в сказании о богатыре Кизил Тасе: «Через семь лет битвы я умру. Мои мёртвые кости поместите на вершину семи лиственниц».

Поминки по душе «узют» шорцы проводили три раза: на 7 и 40 день и через год. На них съезжались из соседних улусов родственники, которые привозили с собой туеса с напитком арака и продуктами. Часть араки сливали в один большой туес, а мясо складывали в особую чашу. Шаман в сопровождении родственников относил угощения на могилу и рядом разводил костёр. Сам совершал обряд: брызгал аракой и бросал кусочки мяса то в костёр, то на могилу. Остатками угощал родственников и ел сам.

На 40-й день в доме умершего снова устраивали камлание узюту. В годовщину смерти шаман сопровождал узют в мир мёртвых навсегда. Отправлял он душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика, разведя в нём небольшой костёр. Делали это всегда ночью. Шаман камлал, угощая узют аракой и мясом, заманивал на плот, клал туда листья табака, обрызгивал всё аракой и спускал плот вниз по реке. До указанного при камлании места шаман сопровождал плот берегом. Дальше душа плыла в одиночестве по «кара-чол», то есть чёрной дороге, в загробный мир.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах