Имя празднику дала английская монахиня
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Но даже после смерти продолжала помогать людям. Все дело, что после того, как останки монахини перезахоронили в скале, из расщелины камней начало вытекать целебное масло, излечивающее от многих болезней. Очень скоро после этого Вальпургу начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.
Шабаш ведьм в горах и страна эльфов
Считалось, что в ночь на 1 мая, открывались границы между мирами, а поэтому с самого вечера в Европе зажигали костры чтобы отпугнуть нечисть.
В эту ночь на высокую, недоступную гору Броккен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес) ежегодно слетались на мётлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм, магов и колдунов и проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот.
В деревнях накануне Вальпургиевой ночи изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гёте, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста.
Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтэйн, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата в другой мир, в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ.
Славяне праздновали Живин день, а не Вальпургиеву ночь
У древних славян, совершенно не знавших святую Вальпургу, этот праздник назывался иначе — Живин день. Ведь главной богиней рождения и плодородия у древних славян, подательницей Жизненной Силы Рода, делающей все живое живым — была Богиня Жива. Слово «жизнь», как известно, в древности произносилось как «живот», и означало — существование, тело, имущество.
В Живин день славяне проводили обряды: на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие.
Но, в первую очередь, Живин день — это языческий праздник, который древние славяне посвящали богам, дающим земле самое нужное — плодородие. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, просили у них богатый урожай и здоровое потомство.
После прихода христианства культ богини Живы, заменили культом Параскевы Пятницы, которая по своим атрибутам и функциям сильно напоминала еще одну языческую богиню судьбы — Макошь, или скандинавскую богиню судьбы — Норн.
Интересно, что у мусульман с 30 апреля на 1 мая празднуется ночь вершения судеб — Лейлят-аль-Кадр. Мусульмане в этот день на восходе солнца, обращаясь к Высшим Силам, загадывают на воздух свое самое светлое желание.
В публикации использованы материалы vvnews.info