Театр в корабле. «Забавные» истории из закулисья

Кемеровский театр для детей и молодёжи открыли в 1991 г. на деньги, вырученные от продажи вина и водки. © / Из личного архива Вячеслава Втюрина

Кемеровский театр для детей и молодёжи открыли в 1991 г. на деньги, вырученные от продажи вина и водки. Так распорядился тогдашний глава города.

   
   

Корреспондент «АиФ в Кузбассе» побывал в закулисье «молодёжки», подглядел за репетицией и узнал, где самые удобные диваны, какой спектакль шёл дольше всех и ещё много всего интересного о жизни, которая обычно скрыта от глаз зрителя. Гидом стал актёр и директор театра Григорий Забавин.

Спектакли даже в буфете

В 90-е годы театр для детей и молодёжи находился в небольшом помещении на ул. Весенней, № 6. Спектакли играли молодые ребята под руководством опытных актёров – Сергея и Татьяны Внуковых. «Я тогда учился в старших классах и с удовольствием ходил в театр. Тем более там играла моя одноклассница, а потом и ещё несколько друзей. Ставили красивые водевильные спектакли, но драм, а тем более трагедий, не было. Это был милый подростковый театр», - вспоминает Григорий Забавин.

Зал был маленьким, на 64 зрителя. Звонков тогда не подавали, но всё помещение обходила администратор с колокольчиком. Артисты вспоминают, что было уютно, но тесновато. Актёрам приходилось ютиться в трёх гримёрках: у женщин было две, у мужчин – одна.

В здание на ул. Арочная театр переехал в 2005 г. Как признаётся Григорий Львович, большая гордость – интерьер. Его автор – кемеровский архитектор Николай Петрищин. «Как он сам вспоминал, в этом здании ему разрешили делать всё, что захочется. Поэтому он дал волю фантазии и создал «корабль, летящий по волнам»: потолки у нас похожи на паруса, цветные морские вставки – на гребни волн, светильники в зрительном зале в виде иллюминаторов», - рассказывает актёр. Спектакли на этом корабле играют везде, даже в буфете. «Недавно был в красноярском ТЮЗе. Там играли спектакль под поворотным кругом (под сценой) ... Мне так понравилось эта идея!» - замечает Григорий Забавин. 

Фото: Из личного архива Вячеслава Втюрина

Там живут актёры

Театр для актёров больше, чем просто работа. В гримёрках не случайно есть душевые и раскладные диваны. Порой репетиция затягивается до глубокой ночи, и кто-нибудь из артистов остаётся ночевать в театре. А ещё там есть даже детская качелька. Её поставили, когда одна из актрис родила дочку. «У нас часто бегают малыши. От этого свой уют и очень домашняя атмосфера», - отмечает Григорий Забавин.

Кстати
Экскурсия в закулисье театра для детей и молодёжи – это часть проекта «Посторонним вход разрешён». Он стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов.
Нам повезло оказаться в театре как раз во время репетиции и даже немного на ней поприсутствовать. Режиссёр сильно не ругает, но замечаний артистам делает много. Поэтому актёры одну и ту же сцену «прогоняют» много раз. Да что там сцену! «Иногда два предложения можно репетировать восемь часов. Артист во время репетиции ищет, пробует. Часто бывает неловкий, нелепый. Даже если он очень хороший и опытный. В этот момент его (да и режиссёра тоже) лучше не трогать. Но, с другой стороны, я понимаю зрительский интерес к этому процессу. Как-то во время очередной экскурсии мы заходили на репетицию спектакля «Фотоаппараты». За десять минут одно место актёры прогнали раз восемь: режиссёр постоянно останавливала их и поправляла. Но это было так активно и интересно, что остались довольны все. Оказалось, что я зря боялся этого «захода» посторонних. Но если бы зрители присутствовали на репетиции целый день, то это было бы уже некомфортно», - отмечает Григорий Львович.
   
   

«Моё представление об идеальном спектакле: в конце не будет аплодисментов. Потому что зритель будет под таким впечатлением, что ему просто не захочется хлопать в ладоши. А артист так выложится, что ему не захочется кланяться. Уставшие артисты постоят на сцене, ошарашенные зрители будут не в состоянии выйти из зала. А выйдя, они не захотят ехать на общественном транспорте, а пойдут домой. Потому что увиденное нужно пережить. Зритель долго не сможет уснуть. А придя утром на работу, всем расскажет, как его «накрыло». И через полгода вспомнит название спектакля и режиссёра. И через десять лет будет помнить этот поход в театр», - говорит Григорий Львович.

Пять фактов из закулисья «молодёжки»

1. Кемеровский театр для детей и молодёжи – дважды лауреат национальной театральной премии «Арлекин». Кроме нашей «молодёжки» таких высот достиг только Российский академический молодёжный театр, который находится в Москве.

2. Деревянные декорации (и мебель в буфете тоже) делают прямо в театре. Это ручная работа. Причём в цехе работают мастера-самоучки. Столяр, к примеру, уже старенький дедушка. Во время войны ему, шестилетнему мальчику, дали в руки пилу и поставили у станка. Так он и стал столяром. После мастерской декорации попадают в художественный цех. Костюмы тоже шьют в самом театре. Но уже профессиональные швеи.

3. Спектакль может «умереть». Популярный «Я боюсь любви» пришлось убрать из репертуара, потому что за три-четыре года артисты сказали в нём всё, что могли. Как говорят сами актёры, «время спектакля прошло».

4. Прежде, чем начать репетировать, проходит режиссёрская читка пьесы. Актёры и режиссёр долго обсуждают, для кого будут играть, с чем зритель должен уйти из театра, какие отношения между героями и т.д. Этот «застольный» период часто затягивается, не обходится без споров.

5. Самый долгий спектакль молодёжки – «Шоколадница». Его играли 12 лет.