2019 год проходит в России под знаком театра. В конце марта отмечается Международный день театра и Международный день кукольника. Почему театр не может воспитать детей, зачем он нужен и при чём тут дураки, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказал главный режиссёр Кемеровского областного театра кукол Сергей Ягодкин.
Елена Колмогорова, «АиФ в Кузбассе: На государственном уровне объявлен Год театра. На ваш взгляд, зачем он вообще нужен?
Сергей Ягодкин |
Сергей Ягодкин: Моя версия, что мы продаём тренажёр для зрителей, чтобы он мог на примере спектакля, в диалоге с ним осмыслить себя в первую очередь. Если мы сами себя не представляем, тогда мы не знаем, чего хотим на самом деле, живём в плену модных тенденций. Например, модно быть женатым на блондинке или иметь загородный дом. Может, на самом деле ты хочешь цветочки выращивать. Это ж неплохо. Только вдумайтесь, как у нас люди выбирают сейчас будущую профессию! Они выбирают место, где им будут платить, а не то, что они будут делать. Люди готовы торговать половиной своей жизни за какие-то денежные знаки! Это же чудовищно! Человек не занимается самым главным - саморазвитием.
Чему учит Дорофей?
- Как это работает в театре кукол? Вот ребёнок посмотрел спектакль «Гусёнок Дорофей» и перестал бумажки на улице кидать или понял, что такое добро и зло?
- Если ребёнка привели на «Гусёнка Дорофея» и родители в это время упираются в смартфон, потому что пришли окультурить чадо, - эффекта не будет никакого. А если они вместе посмотрят спектакль, а после этого дадут себе труд поговорить о том, что увидели, то возникнет масса вопросов. А почему Алёнка такая дурында, что не уследила за гусёнком? Она его не любит? И выйти на очень важные разговоры, которые и надо вести в семье.
Не школа сделает наших детей лучше, не театр, не церковь, не спорт, а только мы сами. А максимум, на что нас хватает, - это посмотреть страницы детей в соцсетях. В группу смерти не вступил, ну и слава богу - у меня всё хорошо. Если я в детстве не заведу с ребёнком диалог, как я тогда пройду самый сложный возраст взросления, когда человек в принципе отпочковывается от родителей. Конечно, у него проблем «мама дорогая», а у нас нет никакого мостика доверия. Здравствуй, наркомания, подростковая преступность и так далее по уголовному кодексу. Есть хорошая фраза: не хотите финансировать культуру, будете финансировать тюрьмы.
- А как быть со школьными организованными показами? Часто это травма на всю жизнь, и в театр уже не тянет.
- Чудовищная практика. С кем потом ребёнок будет обсуждать спектакль, если для него учитель в принципе враг? Навязывать ничего нельзя. Человек рождён свободным.
Не всем ведь и сам театр нужен. У некоторых может быть склад мышления музыкальный, им визуальный ряд мешает. Некоторым больше нравятся художественные музеи. Разве это плохо?Например, все ли получают удовольствие от артхауса в кино? Чтобы смотреть такие фильмы, надо подготовиться. Так почему театр должен быть девочкой по вызову? Он требует усилий, это сложный вид искусства. И когда ребёнка бросают один на один с ним, в массе своей школьники думают: «Когда же этот спектакль закончится? Ну слава богу, хоть мы не на уроке».
Надо разговаривать со зрителями. Один из способов - экскурсия по театру, когда мы рассказываем секреты мастерства. Актёров я прошу: «Ведите экскурсию, как будто они старше вас, как будто это ваши бабушки. Дети ценят, когда их уважают».
Царь много на себя берёт?
- Вы на днях выпустили свою первую премьеру в кемеровском театре кукол – «Летучий корабль» по русской народной сказке. Там в конце дурень с принцессой выгоняют царя и сами правят. Какие-то политические подтексты мелькают…
- Меня всегда волновал вопрос: почему инфантилизм правит современным обществом? Почему родители берут на себя наглость определять, где ребёнку учиться, например? А ребёнок покорно соглашается: маме же лучше знать. Есть стереотип, который удобен в быту: зачем мне думать? Так принято. Ведь царь заказал летучий корабль, чтобы девку не отдавать замуж, не отдавать приданое. А дальше - если мальчик любит девочку, он что-то готов для неё сделать. Даже если придётся показать царю, что он просто папа. И дурак ведь это тот, кто не знает, что так нельзя, – он берёт и делает. Летучий корабль – это чудо, то, чего не может быть.
Дурак – это архетип, он вечный, его корни очень глубоко, можно найти в античности. Театр кукол актуален, потому что архетип вечен. Что, сегодня у нас нет таких дураков или царей? А если намекать на кого-то конкретного, тогда мы опустимся с архетипа до сатиры. Сатира привязана к времени, а архетип вечен. А кого вы подставите под это архетип – вопрос вашего образования, предпочтений религиозных, политических.
- Как выбрать материал для постановки, чтобы попал в современного зрителя, в сегодняшних детей?
- Главное, ответить на вопрос, о чём я хочу поговорить с конкретными людьми в конкретном зрительном зале. Почему «Крошка-енот» - мой следующий спектакль? Потому что у современных детей из-за оторванности от нормального общения вырабатываются фобии. Они боятся «Того-Кто-Сидит-В-Пруду», а по сути, самих себя. Следующая постановка. Чего нет в театре имени Гайдара? Правильно, спектакля по произведениям Аркадия Гайдара. «Чук и Гек» - это же просто история-бомба! Разорванная обстоятельствами семья – ничего не напоминает? И попытка соединиться. Мама их любит. Но почему они так хотят к папе? Там же смысл на смысле.