Евгений Гришковец, уроженец Кемерова, впервые за 20 лет вернулся в родной город на целый месяц, чтобы работать. Здесь, а также в Новокузнецке и в Москве, он поставил спектакль по своей новой пьесе «Весы». Подробности - в материале «АиФ в Кузбассе».
Сам больше не играет?
Когда на афише стоит имя Евгения Гришковца, срабатывает рефлекс: моноспектакль - автор, режиссёр и актёр в одном лице. Начиная со спектакля «Как я съел собаку», зритель шёл именно на Гришковца, чтобы посмотреть на него самого. В его моноспектаклях к залу обращается бывший кемеровчан Гришковец, рассказывает истории из своей жизни, делясь воспоминаниями из детства, своими мыслями, делая это просто и искренне, не по-актёрски. В такой форме подачи Гришковцу нет равных: он сам создал свой театр моноспектаклей и уже, цитируя его же спектакль, собаку на этом съел.
Но в этот раз всё не так. Гришковца-актёра на сцене не будет.
Он приехал в Кемерово, поставил как режиссёр сразу два спектакля по своей пьесе (с кемеровским и новокузнецким драмтеатрами) и уехал. Это, пожалуй, главный диссонанс этой постановки: пьеса Гришковца есть, его мысли и интонации есть, а его самого нет.Почему именно в Кемерове?
Пьесу «Весы» Гришковец написал полтора года назад. Она изначально не была рассчитана на моноспектакль, так что надо было найти режиссёра и театр. Выбор пал на Московский художественный театр им. Чехова, с которым Гришковец уже работал. Нужного режиссёра найти оказалось сложнее, и драматург решил взяться за постановку сам.
Кузбасскую постановку поддержали спонсоры. Теперь «Весы» есть в Москве, Кемерове и Новокузнецке. И всё. Так что, как заметил Гришковец, к нам ещё, может, из других городов будут приезжать посмотреть этот спектакль. У них-то такого не будет.
«Я впервые за 20 лет вернулся в город, в котором родился… Нет, я приезжал в Кемерово много раз после того, как уехал далеко в Калининград. Уехал жить. Уехал навсегда. Но я впервые за эти годы вернулся надолго, на месяц, и чтобы поработать. Приехал поставить спектакль в областном драматическом театре, в котором когда-то с детским садом ходил на сказки, потом школьником на скучные, унылые и непонятные мне спектакли», - писал в своём дневнике Евгений Гришковец об очередном возвращении в Кемерово.
Что в спектакле взвешивают?
Сюжет пьесы довольно незамысловат: в приёмном отделении роддома четверо мужчин ждут появления на свет детей. Рождённые в эту ночь будут Весы по гороскопу. Герои выпивают и делятся друг с другом своими историями, страхами, надеждами. Молодой юрист Артём решился на партнёрские роды с женой - этот космос он не забудет никогда. Алексей, как в анекдоте, не отвёз жену в роддом из-за футбола. После двух дочерей он надеется на рождение долгожданного сына - даже пол заранее не узнавали, чтобы азарт сохранился. Игорь - мужчина в возрасте, в этом роддоме не в первый раз, и у него свои причины для переживаний. Только разговорчивый и резкий Эдуард приехал за компанию с коллегой по стройке Алексеем, он в эту ночь никого не ждёт. Но именно его история становится кульминацией спектакля. Мы понимаем, насколько сильные мужчины могут быть слабыми и все, как один, зависят от своих детей. Не дети от родителей, а наоборот. Случись что с нашими детьми, и старая жизнь закончится. Совсем.
Зрители охотно втягиваются в узнаваемые ситуации - начинают спорить, какие имена лучше: Серафим и Давид или Алексей и Иван, нужно ли мужчине присутствовать при родах, и искренне интересуются в финале, кто же у Алексея всё-таки родился: мальчик или девочка.
По словам Евгения Гришковца, ситуация и пространство требуют от этих людей быть хорошими. Человек, ждущий своего ребёнка в роддоме, не может быть плохим. А сам он, когда писал, представлял Кемерово, первый роддом на Островского, где 52 года назад сам появился на свет.
Текст пьесы, как всегда у Гришковца, про каждого из нас, про того, у кого уже есть дети, будут или даже были. Но стоит артистам немного пережать, поддать театральности, и нежность пьесы оказывается под угрозой. Тут Гришковец-режиссёр разбился о величие сцены репертуарного театра.
Чем театры отличаются?
Гришковец репетировал с актёрами двух театров одновременно. Как он сказал, между Кемеровом и Новокузнецком всегда существовала конкуренция. Пусть она будет и на сцене, это интересно. Декорации в двух театрах тоже одинаковые (художник Николай Симонов). Это фойе роддома, максимально приближенное к натуральному.
Разница двух постановок в актёрских интерпретациях: насколько удалось присвоить роли, приблизиться к нежности интонаций пьесы. В Новокузнецком театре удачным оказался дуэт строителей Алексея (А. Ковзель) и Эдуарда (И. Омельченко). В Кемеровской драме убедительны оказались Артём (А. Остапенко) и Эдуард (Т. Шилов). Женские роли по-своему интересны и характерны в обоих театрах (Т. Качалова и Н. Новикова). Женщина у Гришковца предстала собирательным образом: она и мать, и тёща, и медсестра. Перед женщиной стоят по струнке все мужчины в спектакле - и стар и млад. Она здесь сильнее мужчин, делом занята - даёт новую жизнь.