Но есть и другое кино, которое даже не рекламируют, зато от его просмотра получаешь столько впечатлений, как от прочтения хорошей книги. Почему зритель платит за «жвачки для мозгов», а должен бы посмотреть артхаус, рассказывает киновед Алексей ЛЕВИН.
Про артхаус не знают
– Алексей, почему, на ваш взгляд, зритель не хочет ходить на некоммерческое кино?
– Одно время по телевидению, радио, в журналах шла пропаганда: идите в кино, покупайте попкорн, кока-колу, смотрите бездумный фильм с массой спецэффектов и отдыхайте. Безусловно, идея о том, что зритель приходит в кино отдыхать, правильная. Но не нужно этим ограничиваться. В кино можно и отдохнуть, и интеллектуально обогатиться. А об этом ни в одном журнале не говорят. Исключения составляют только издания, специализирующиеся на кино. За три-четыре года зритель привык, что в кино показывают только блокбастеры, о которых зрителям постоянно говорят по телевидению, этим фильмам гарантирован успех в прокате. А те люди, которые любят интеллектуальное кино, ждут его выхода в хорошем качестве в Интернете и смотрят дома. Многие просто не знают, где и когда показывают интеллектуальное кино. А прокатчики не дают рекламы, боясь проиграть еще больше денег: вдруг потратишься на рекламу, а зрителей не наберется. Артхаус не приносит кинотеатрам никакой прибыли.
– Почему в репертуарах кинотеатров так много продолжений уже вышедших фильмов, а также ремейков старых фильмов? Создателям фильма проще взять уже придуманную кем‑то идею, чем создать свое кино?
– Есть и новые идеи, и новые актеры. Но ведь зрителю интересно смотреть продолжение фильмов: он знает актеров, его не надо знакомить с новым героем. И производители ремейков пользуются ситуацией: на уже известных именах актеров, названиях фильмов им проще заработать деньги. Если зрители с успехом сходили на первую часть «Трансформеров», «проголосовали» рублем, то пойдут и на вторую. Но каждая новая часть одного и того же фильма становится все хуже, происходит какое‑то оглупление кинематографа. Когда вышли первые «Пираты Карибского моря», было ощущение, что фильм снят с любовью к зрителю, веселое кино, с интересными диалогами, хорошей игрой актеров. От последних «Пиратов» у меня такого ощущения не было. Раньше в фильмах был смысл, идея. «Терминатор» — не просто боевик, в нем прослеживалась мысль: что принесут новые технологии человечеству? Сегодня же в кинотеатрах все больше показывают безыдейное, глупое зрелище, а создатели фильмов преследуют одну цель — получить больше денег. Единственный коммерческий фильм, вышедший в этом году на большой экран, который, на мой взгляд, несет какую‑то идею, — это «Восстание планеты обезьян».
– Если зритель ходит на такие фильмы, значит, они ему нравятся. Может, качество фильмов влияет на аудиторию?
– Качество фильмов не могло не отразиться на зрителе. Я посещаю интернет-форумы, касающиеся кино, читаю комментарии к фильмам и заметил, что зритель за последние несколько лет поглупел. Выводы пользователей сети о каком‑либо фильме сводятся только к комментариям: «Да, клевый фильм, мне понравился» или наоборот. Когда мы начинали акцию «Арт-ист», у зрителей был интерес к артхаусному кино. Сегодня, при более выраженной рекламной поддержке некоммерческого кино, интерес упал. Фильм «Последний мамонт Франции» за неделю собрал всего 30 зрителей.
– Как, на ваш взгляд, нужно приучать зрителя к хорошему кино?
– За границей, например во Франции, есть отдельные кинотеатры, где показывают только отечественное или артхаусное кино. В год проходит около 50 различных фестивалей, где зрители имеют возможность посмотреть некоммерческое кино. У нас же подобные фестивали можно пересчитать по пальцам. В 90‑е годы люди вообще перестали ходить в кино. Чтобы вернуть зрителя, в кинотеатрах стали продавать попкорн, кока-колу, кино стало нести развлекательную функцию. Эффект получился, мы вернули людей в кинотеатры. Но давайте сейчас попробуем интеллектуально воспитать зрителя: будем показывать не только низкопробное, хотя и высокобюджетное кино, но и некоммерческие фильмы.
Снимаемся у кемеровчан
– Алексей, вы сами принимали участие в организации различных кинофестивалей. Вы знаете, как может кемеровчанин или житель другого города нашей области попасть в кино, на экран?
– Насколько мне известно, совсем недавно в Кемерове проходил кастинг актеров для съемок в каком‑то московском сериале. И двух кемеровчан утвердили на роли. Наш кемеровский режиссер Миша Бондаренко снял фильм и показал его на кинофестивале в Санкт-Петербурге. Его смотрели московские режиссеры, а ведь они таким образом ищут новые лица для своих работ. Поэтому, возможно, кого‑то из актеров, которые снялись у Миши, пригласят в Москву. Такой вариант вполне возможен. А Степа Корольков из Гурьевска, который снимался в любительских фильмах у наших местных режиссеров, как‑то просто автостопом приехал в Санкт-Петербург. В Питере, на улице его встретил режиссер, сказал, что он нужный типаж, и предложил ему сняться в кино с довольно известными актерами. Бывает и так. Чтобы сняться в кино, надо быть на виду.
– А есть ли шанс, что в Кемерове когда‑нибудь снимут фильм?
– В Кемерове снимают фильмы, но только местных режиссеров (улыбается). А шансов, что в Кемерове снимут большое кино, достаточно мало. Ведь кинематографисты тоже считают деньги, а начинать съемки в новой местности очень затратно. Хотя если какой‑то режиссер найдет у нас ту местность, которая ему идеально подходит для съемок, тогда, может быть, и снимут.
Землетрясение в кино
– Вернемся еще раз к кино. Вот уже года три зрителям показывают кино в формате 3D. Недавно к объемному изображению добавились еще и запахи. А что зрителей ждет дальше?
– 3D — это аттракцион, и он уже зрителю поднадоел. Зрители приходят в кассу кинотеатра и спрашивают, в каком формате фильм. Если в 3D, то разворачиваются и уходят. Для многих физически сложно просидеть пару часов в очках. Сейчас выдумали запахи. Может быть, придем к тому, что во время землетрясения в кино будут кресла трястись. Хотя это переоборудование зала достаточно дорогостояще для кинотеатров. Но, может, мы к этому придем. Я считаю, что кино всегда должно оставаться в двух направлениях — это развлечение, аттракцион, на который зритель может прийти и бездумно посмотреть какой‑то триллер или фантастику, но на другой день этот же зритель должен пойти и посмотреть то кино, которое мы называем искусством. Я думаю, это оптимальный вариант.
Смотрите также:
- А. ЛЕВИН: "Большинство фильмов местного производства - это уровень "Нашей Раши" →
- От "чернухи" - к "позитивному абсурду" →
- В Кемерове ждут «Апокалипсиса» →