"В БУНКЕР - за искусством, а не от бомб" - такой девиз выбрали себе представители творческой молодежи Кемерова и действительно забрались в бункер. На территории завода АКЗ прошла необычная артакция под названием "В бункере". Здесь зрители всю ночь смотрели фильмы, но не блокбастеры, которые сегодня в большом изобилии представлены в кинотеатрах, а "другое" кино: короткометражные фильмы немецких и японских режиссеров, а также видеоработы, сделанные кемеровчанами.
О том, насколько востребовано артхаусное кино в провинции, о работах местных авторов и проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, мы поговорили с одним из организаторов акции, сотрудником кемеровского областного киновидеоцентра Алексеем ЛЕВИНЫМ.
- Алексей, подобные акции проходят в Кемерове не так уж часто. Какова была цель мероприятия?
- Хотелось немного встряхнуть наших творцов, собрать арттусовку, чтобы люди посмотрели хорошее кино, пообщались между собой. Позже, когда мы определились с местом проведения - бункер одного из заводов города, - мы решили придать мероприятию антимилитаристский характер и выбрали девизом фразу "В бункер - за искусством, а не от бомб". Мы хотели донести мысль, что искусство сильнее войны, и все люди, как бы это банально ни звучало, братья. Поэтому лучше наслаждаться хорошим кино, а не воевать.
- Судя по количеству фестивалей непрофессионального кино, которые проводятся в последнее время в Кузбассе, складывается ощущение, что сейчас в регионе всплеск любительского кинематографа. Действительно ли это так? И с чем, на ваш взгляд, это связано?
- Действительно, сейчас в Кемерове наблюдается всплеск активности режиссеров, снимающих непрофессиональное видео. Я думаю, это объясняется доступностью видеокамер и компьютеров. Например, несколько лет назад, когда стали доступны цифровые фотоаппараты, люди начали очень много фотографировать, и тогда отмечали настоящий бум в этой отрасли. Сейчас люди могут позволить себе купить цифровые видеокамеры, практически у каждого есть дома компьютер, на котором можно смонтировать кино. С радостью хочу отметить, что уровень развития непрофессионального видео в Кемерове значительно выше, чем в других городах Сибири. Например, в Томске - городе, казалось бы, более культурном, молодежном, любительское кино явно не на подъеме. Я посмотрел несколько фильмов, сделанных томскими режиссерами. Качество их работ намного ниже, чем у кемеровских авторов. Я думаю, что в Кузбассе больше внимания уделяется популяризации этого вида искусства: проводятся фестивали, на областной "Студенческой весне", пару лет назад появился конкурс видеоработ и т. д. Впрочем, если сравнивать уровень мастерства наших режиссеров-любителей с московскими или питерскими, то, конечно, здесь наш регион проиграет. Оно и понятно: в крупных городах проходит намного больше фестивалей и конкурсов, там есть своя арттусовка, режиссерам легче найти спонсоров для своих фильмов. Все это сказывается на конечном качестве продукта.
- Мода на темы в любительском кино постоянно меняется. Какие тенденции можно отметить сейчас?
- Например, пять-шесть лет назад в моде была "чернуха" - негативные сюжеты, мрачные картинки, пессимистический взгляд на мир. Потом была эпоха жизнерадостного кино, как я его называю, - "позитивного абсурда". Сейчас в любительском кинематографе преобладает коммерческий подход. Наши режиссеры снимают фильмы не для того, чтобы дать зрителям пищу для размышлений, заставить их о чем-то задуматься, а чтобы развлечь. Большинство фильмов местного производства - это уровень "Нашей Раши" (набор видеошуток, очень простые сюжеты). Думаю, связно это с большим успехом подобных проектов на телевидении. Молодежь видит, что популярно и хочет сделать то же самое. Со временем, думаю, интерес к такому видео спадет.
- Короткометражки даже самых известных в мире режиссеров - это продукт не массовый. Сложно в связи с этим организовать подобные акции в провинции, собрать зрителей?
- Естественно, на любительское кино никогда не соберется столько же зрителей, сколько, например, на фильм "Гитлер капут!". Видеоарт и не может быть массовым. Есть определенный круг людей, которому это интересно. Но нас порадовало то, что на наше мероприятие пришло больше людей, чем мы предполагали. Сегодня короткометражки в моде. Не случайно их так много в Интернете.
Но, конечно, проведение подобных мероприятий в провинции - дело непростое. Найти спонсоров в Кемерове просто нереально! Бюджет нашего мероприятия был минимальный - порядка 20 тыс. рублей, но когда спонсоры узнавали, что это будет за акция и сколько зрителей мы собираемся привлечь, сразу же отказывались помогать. В итоге для показа нам пришлось везти свою аппаратуру и провода. Надеюсь, что когда-нибудь спонсоры поймут, что в такие проекты деньги вкладывать тоже нужно. Мало того, что все люди, пришедшие на мероприятие, запомнили название фирмы, которая помогла нам в последний момент, так спонсоры могут радоваться еще и тому, что способствовали эстетическому и нравственному воспитанию молодежи.