Пару десятков лет назад мальчишки очень любили играть в войнушку: строили укрепрайоны и возводили целые города из кубиков, расставляли на позиции своих оловянных, бумажных, деревянных, алюминиевых или пластмассовых солдатиков и начинали бой. Для многих эти детские игры так и остались в советском прошлом, но не для березовчанина Родиона Черепанова.
Увлечённый историей
В углу небольшой комнаты Родиона Владимировича стоят четыре стеллажа высотой от пола до потолка. На полках нет свободного места: на одних - миниатюрные диорамы, воссоздающие легендарные бои и сражения, на других – воины Руси Великой, от скифов и варяг до петровских времён, славянские боги, фигурки царей, полководцев. Каждый человечек легко узнаваем по характерным чертам лица и костюму своей эпохи. Мастер учитывает каждую мелочь, уделяя особое внимание фасону одежды, цвету, аксессуарам. В этом помогают книги и непревзойдённое знание истории.
По чертежам и книгам
Первые попытки по созданию солдатиков нельзя назвать удачными. Детская мечта долгие годы так и оставалась мечтой. Претворить её в жизнь Родиону Владимировичу удалось только в 27 лет.
По долгу службы его оправили работать в одну из кузбасских колоний. Там осуждённые с помощью паяльников делали из пластмассы брелоки и шахматные фигурки. Глядя на них, милиционер Черепанов подумал: «Они могут. Неужели у меня не получится?» Попробовал сделать гусаров – результат порадовал. Успех вдохновил на создание серии фигурок полицейских с древних времён и до советской эпохи. Потом были снайперы, бойцы спецназа, рядовые солдаты армии, офицеры, турки, японцы, немцы, моджахеды. Каждая фигурка уникальна – одинаковых не найдёшь. Затем Родион Владимирович начал воссоздавать целые бои, сражения или значимые моменты военной истории: операции «Цитадель», «Буря в Пустыне», взятие Рейхстага, встреча на Эльбе. Кроме фигурок тут уже появляются строения, самолёты, танки. Практически все они сделаны по чертежам из книг.
«Это сейчас можно купить набор деталей с подробной инструкцией и собрать Т-34 или «Армату», а в 80-90 гг. ничего такого не было. Рисунки из журналов вырезал, изучал каждую клёпочку, каждый бронелист и сам делал модели. Один танк у меня есть вообще не из пластмассы, а только из бумаги и клея», - раскрывает секреты Родион Владимирович.
Больше всего мастер переживает за то, что военно-исторические миниатюры интересны лишь ему одному: ни накопленный опыт, ни бесценную коллекцию передать некому. Берёзовские мальчишки приходят, смотрят, слушают, друзей приводят, вот только желания смастерить что-то сами не проявляют, да и углублённо изучать историю не хотят. Так и остаётся домашний музей только домашним, но это не мешает мастеру создавать новые фигурки. В ближайшее время в военно-игрушечном мире поселятся Чингисхан с Тамерланом.