Мариинск - город, славы которого хватило бы и на столицу, а историй, случившихся здесь, - на летопись отдельного государства. Отсюда по просьбам купцов казаки выбивали войска хана Кучума. Здесь православные священники обустроили свой сибирский форпост, построив первую церковь недалеко от того места, где сегодня стоит деревянный монумент в виде крепостной стены из брёвен. Здесь побывал будущий император, людям кружила головы золотая лихорадка, гремела война, звучали выстрелы у расстрельной стены, сгубившие 40 тысяч жизней…
Намоленный город
Официальная история Мариинска начинается с 1698 года, с села Никольского и первой местной церкви, которой, к сожалению, уже нет, как и других дореволюционных храмов и церквей этого города. Осталась лишь одна синагога в аварийном состоянии, построенная в 1896 году. Градо-Мариинский Никольский собор, построенный на деньги населения в 1824 году, разобрали в 40-е годы прошлого века. Позднее на этом месте советская власть построила ДК им. Лаврентия Берии.
Его прежние власти Мариинска пытались сделать как можно более намоленным, поэтому даже пристройку делали из досок и бруса католического костёла, который в 1913 году строили для себя ссыльные поляки. Но из советского храма вышел лесотехнический техникум, а потом и вовсе поликлиника. Ещё одна церковь - Во имя всех святых - простояла в Мариинске до 70-х годов XX века. Её ещё называли Кладбищенской или Солдатской, потому что рядом были кладбище и казармы солдат, охранявших этапированных осуждённых. После революции её называли домом культуры, потом - спортивным обществом. А теперь на её месте парк аттракционов и площадка для празднования дня города.
Центр золотой лихорадки
Мариинск издревле был местом для ссылки людей всех национальностей. После русских купцов и казаков-первопроходцев здесь по доброй воле оседали, пожалуй, только евреи. В Томске к началу XIX века евреев было уже полно. На Алтае им селиться запрещали, поэтому расчёт был верным - сошлют в Мариинск, в центр новой золотой лихорадки!
За ссыльным в богатый город переезжала, как правило, вся его большая семья, поэтому улица Московская (теперь её называют улицей Ленина) почти целиком состояла из домов мещан и купцов евреев. Они торговали орудиями труда для селян и продуктами питания, построили здесь первое в границах современного Кузбасса казначейство, первый кинозал, типографию.
Впрочем, от русских купцов в Мариинске тоже кое-что сохранилось до наших дней. Есть и образцы деревянного зодчества. Например, дом короля сибирских ямщиков купца Кухтерина, в котором сейчас располагается художественная школа. Внутри это гигантских размеров особняк, снаружи - огромное полотно с шифром, пришедшим к нам из глубины веков. А есть ещё дом купца с подземным переходом к его магазину и уникальными стенами, в которых любопытная советская власть нашла 16 пустых тайников. Но вот уж без каких русских не был бы Мариинск таким богатым, так это без Андрея Попова и Егора Лесного.
Первый нашёл здесь золото в 1820 году, а в 1828 уже открыл свой прииск. Народная молва утверждает, что золото он нашёл всё-таки сначала у второго, в избе, а уж потом выпытал, где находится месторождение. Если верить народной молве, то Егор Лесной оказался в Мариинске, будучи сосланным с Урала за незаконную добычу драгметалла. Тут ему золото словно само в руки полезло, но продавать его он теперь боялся, поэтому употреблял его в хозяйстве: делал оклады для икон да украшал избу. Это золото потом и нашёл рудознатец Попов. А в 60-е годы XIX века здесь началась настоящая золотая лихорадка, на фоне которой даже имя Попова чуть не кануло в Лету. Наш первооткрыватель разорился.
Гости города
Золотая лихорадка в Мариинске зародилась после визита литератора Александра Николаевича Радищева, который проезжал здесь в 1790 году. Антон Павлович Чехов в 1890 году по пути на Сахалин, посетив город, отметил, что Сибирский тракт дорога самая длинная в мире и самая безобразная и намекнул, что в дороге ему пришлось бороться с разливами рек, грязью и желанием спать, мол, таких ощущений в Москве не испытаешь и за миллион. Ещё одна знаменитость, побывавшая в Мариинске - 23-летний тогда еще цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из путешествия по Востоку.
В 1891 году он остановился в Мариинске на одну ночь на втором этаже мужского училища. Встречали будущего императора с оркестром. Специально к его визиту на улице Береговой (ныне улица Рабочая) поставили деревянную триумфальную арку, а извечную грязь застелили коврами. Глава города встречал Николая Александровича хлебом-солью, а народ - ликованием. Потом цесаревич посетил собор, затем - банкет, который знатные горожане организовали в его честь. Перед сном будущий император вышел на балкон, чтобы поприветствовать свой народ. Знаменитый балкон, запомнивший его поступь, до сих пор не восстановлен.
Круг памяти
Вот что точно не сотрётся из народной памяти, так это 40 тысяч расстрелянных и 200 тысяч заключённых Сиблага. На экскурсии по городу попадаешь на круг памяти практически сразу. Круг памяти - это барак, холм памяти, расстрельная стена и набат, которые коротко и символично описывают суть Сиблага. Заключённые Сиблага занимались сельским хозяйством, добывали щебень на Кубаевском карьере, делали чернила и бумагу, валили лес.
Считалось, что они попали на мягкий режим, потому что Гулаг был страшнее. Певицу Лидию Русланову, которая была в Мариинске транзитом, обыскивали, как и всех следовавших по этапу, но для знаменитости сделали исключение: нательное бельё она могла просто показать охране. Ощупывать его не стали. Так певица смогла провезти свои бриллианты дальше. А потомки надсмотрщиков, возможно, до сих пор кусают себе локти.
Берестяных дел мастер
Самое сложное на экскурсии перебраться из музея изрезанных и истерзанных человеческих душ в музей бересты и дальше - в дом-музей к выдающемуся мариинскому мастеру Юрию Михайлову, который 30 лет своей жизни посвятил берестяному промыслу. Легендарный горожанин приложил руку и к созданию композиции «Мариинск» на въезде в город, и к гербу города, и к оформлению улиц (большинство деревянных скульптур - его рук дело).
Да и дом его, который он своими руками ещё в 80-е годы прошлого века построил по образцу княжеского особняка, уже давно стал местной достопримечательностью. Но сейчас в этом доме живёт сын Юрия Михайлова со своей семьёй, а сам художник, скульптор, коллекционер, казак, певец и музыкант месте со своей женой Татьяной перебрался в дом попросторнее. И этот дом-студия со временем стал настоящим музеем. А ещё он бережно хранит кости мамонтов, древних оленей и шерстистого носорога, найденные в округе предметы крестьянского и купеческого быта, орудия труда, музыкальные инструменты.