И. Мануйлова, г. Новокузнецк
Этот автомобильно-пешеходный тоннель, который проходит под КМК, начали строить в 30-х годах. Его длина — 540 м, ширина — 10 м. Высота — около 4 м. Тоннель пересекают 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги. Над ним построено 16 мостов.
Во время строительства такого гиганта неожиданно от воспаления лёгких умер прораб-землекоп Александр Заев. Он завещал похоронить себя на стройплощадке верхнего участка тоннеля, где работала его бригада, как писали тогда газеты, «чтобы избежать разрыва со стройкой, чтобы не уйти бесследно в пустоту». Его пожелание исполнили и замуровали в стену тоннеля напротив второй проходной КМК.
Здесь до сих пор есть табличка: «Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».
Когда Заева хоронили, рассказывают старожилы, на могилу насыпали гладкого речного щебня, а в ноги на щебень поставили четыре высокие решетчатые жаровни с коксом, чтобы влажная речная галька не смёрзлась.
Причина того, что ничего не растёт в тоннеле, легко объяснима: когда с завода дул в сторону сооружения ветер, его окутывал коричневый едкий дым. В своё время выбросами и золой буквально засыпало Верхнюю Колонию. Постепенно оттуда переселились все жители, а остались только гаражи, административные здания комбината и небольшое захоронение, тоже связанное с историей КМК: три одиночные могилы и одна братская.
Смотрите также:
- С огнем погребального костра душа поднимается в славянский рай - Ирий →
- ... откуда берутся привокзальные неровности? →
- Кто же ТЭЦ загубил? →