Пороги, торчащие камни, уходящие под ледяную воду и переворачивающиеся лодки - такими эти рисковые путешествия нам часто показывают по телевизору. Однако сплавы нужно разделять: спортивный сплав по горной реке имеет высокую категорию сложности, как по кузбасскому Казыру или алтайской Катуни, и туда без опытного инструктора лучше не соваться.
Другое дело - сплав по Томи, Кие или Кондоме: вода спокойная, порогов и прочих опасностей нет, можно не то что на лодке - на надувном матрасе проплыть. Что, собственно, охотно и делают кузбассовцы в летние месяцы. kuzbass.aif.ru рассказывает о том, какого это - сплавиться по спокойной реке.
На старт - в электричку
На железнодорожном вокзале в Междуреченске в 6-7 утра уже людно. Одна за другой подъезжают машины, из которых одетые по-походному земляки достают огромные рюкзаки, баулы со свёрнутыми резиновыми лодками, туристические коврики, палатки, вёсла.
Позже прибывает электричка из Новокузнецка, и количество отдыхающих вырастает в два-три раза. Вся эта толпа сначала устремляется покупать билеты до Бискамжи. Большинство ни разу не были в этом хакасском посёлке, но название знакомо каждому, кто хоть раз посетил жемчужину Кузнецкого Алатау - Поднебесные Зубья. Туда можно добраться только на этой электричке, иного транспорта нет.
За полчаса до прибытия электрички перрон настолько занят туристами, что редкие дачники с трудом протискиваются между ними. Года три-четыре назад подавали 4-6 вагонов, ехали битком. Иногда не все желающие вмещались. В этот раз было 10 вагонов. Салоны не пустовали, но свободные места оставались. Ехать час-два в зависимости от выбранной станции.
Объявили станцию Борсики - мы начинаем вытаскивать сумки в тамбур. Перрона тут нет. Выпрыгиваем из вагона и практически скатываемся вниз по гравийной насыпи.
Вместе с нами вышло человек 50, и всем надо в сторону Томи. До неё около двухсот метров. Обычно дорожка к реке протоптана, но три компании, в числе которых и мы, пошли не в ту сторону. Блуждать с тяжеленным и громоздким скарбом несподручно. Один из туристов вызывается найти путь.
«Веди нас, Сусанин!» - весело кричат в толпе, когда проводник появляется из кустов.
Наверное, только в походе так бывает: люди махом знакомятся, сплачиваются, помогают друг другу, незнакомцы подают руки, помогая перебираться через кочки и овраги.
Оказавшись на берегу, народ не сговариваясь принимается накачивать лодки. Женщины суетятся, пытаясь накормить мужчин и детей, упаковывают в плотные мешки вещи. Мужчины оценивающе смотрят на реку: «Упала вода, придётся до середины пешком идти».
И наконец, часов в десять все постепенно начинают отплывать от берега, желая друг другу доброго пути.
Лайт-версия похода
Вода в верховьях Томи чистая, прозрачная, на мелководье видно рыбок и камешки. Первый час пути все любуются окрестностями: покрытые лесом зелёные горы, чистое голубое небо, чайки летают, утки плавают. Сплав - это лайт-версия похода: плывёшь себе в лодке, сидя или лёжа, пейзажи меняются сами, не надо ноги сбивать и тянуть на спине рюкзак.
Когда солнце припекло, один за другим люди из нашей компании стали выпрыгивать с лодок. Такое купание - обязательный атрибут сплава.
К полудню прогноз, обещавший дожди, начал сбываться. Из-за гор стали появляться тучки, потом засверкало. Надо успеть найти стоянку! Обычно к июлю уже полно оборудованных туристами мест вдоль берега - с вытоптанной травой, кострищем, остатками дров, удобным подходом к воде и, если повезёт, с брёвнами-сиденьями и впадающим в реку ручейком. Главное, чтобы не была занята. Нам повезло найти быстро.
Тем временем гроза подобралась совсем близко. Бегом устанавливаем палатки, надуваем матрасы (мы на них спим), прячем вещи, надеваем дождевики. Дождь застал нас, когда пытались развести костёр. Помучавшись немного, решаем переждать, перекусить и поиграть в карты. На этом этапе сплав уже мало чем отличается от пешего похода: те же необходимые атрибуты - поиск дров, готовка еды, костёр, разговоры, песни, смех, воспоминания о былых путешествиях.
Утро выдалось не таким позитивным: дождь лил всю ночь. Проснувшись, благодарим прогресс за газовую печку: не надо, как раньше, разводить костёр, чтобы хотя бы чай вскипятить. После завтрака упаковываем вещи - и в путь. К сожалению, на второй день большую часть сплава мы провели вслепую, под полиэтиленом, так как шёл дождь. Вода на этом участке глубокая - тут либо греби, либо фактически стой. За четыре часа на воде и в карты наигрались, и в слова, и поспали, и намёрзлись. И вот долгожданная мачта на правом берегу (так мы называем опору ЛЭП), а за ней посёлок Камешек - место, где причаливает большинство сплавщиков. Можно и до Междуреченска доплыть, но понадобится ещё часов 7-8. Отсюда уже есть автодорога: можно уехать на автобусе до Междуреченска, попросить знакомых встретить на машине либо дождаться электричку. Пока наши мужчины ездили в город за машинами, мы готовили любимое блюдо, которым заканчивается каждый наш сплав - гречку с тушёнкой.
Едва успели поесть и погрузить вещи, как снова хлынул дождь. Ура, домой, в цивилизацию! До следующего лета, Томь!
Что может случиться?
В июне трое сплавщиков, отправившихся в Ижморский район, пропали на несколько дней. Их нашли спасатели, облетавшие район на вертолёте. Выяснилось: на речном пороге они прокололи лодки, потом оставили вещи на берегу и отправились вниз по течению до ближайшей деревни.
Проколотая лодка - частое ЧП на сплаве. Для этого надо запастись ремнабором с клеем и заплаткой. Но был у нас случай, когда ремонт не помог: на жаре баллон лодки взорвался. Надули матрас - на нём и доплыли.
Из происшествий также можно вспомнить перевернувшуюся лодку: из-за быстрого течения не заметили камень, лодка зацепилась за него, за несколько секунд наполнилась водой и стала тонуть. Благо было неглубоко: все выплыли и вытащили вещи. Поэтому, несмотря на то что Томь - внешне спокойная река, всем нужны спасательные жилеты.
И пару слов о происшествиях на сплавах с новичками. Во-первых, это солнечный ожог. На воде достаточно нескольких минут, чтобы обгореть. Поэтому сплавщики ходят в длинных белых одеждах и в шляпах или бейсболках, прикрывающих лицо. Во-вторых, уплывший тапок. Поэтому надо брать сланцы на резинках или липучках. В-третьих, промокшие вещи. Чтобы на стоянке не пришлось сушить спальник на костре, бывалые советуют заворачивать его и все вещи, в которых собираетесь спать, в два-три целых плотных мешка.