Проект промышленного туризма «Зелёные рельсы» из Кузбасса получил серебро Всероссийской туристской премии «Маршрут года-2024». У истоков стоял Александр Пятницкий, заместитель директора Регионального центра корпоративных отношений «Сибирь».
О том, почему рельсы зелёные, где самое атмосферное место для съёмок и что больше всего интересует гостей, kuzbass.aif.ru рассказал сам герой.
Символ города
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Александр, как появилась идея водить на комбинат туристов? Зачем это производственникам, у них дел своих мало?
Во-первых, рельсы — один из символов города. На комбинате производят знаменитые на всю Россию стометровки. Во-вторых, цех находится на территории дважды орденоносного Кузнецкого металлургического комбината с богатой историей, где даже заводоуправление — объект культурного наследия федерального значения. Нам есть о чём рассказать. И, в-третьих, здесь очень красиво, от увиденного захватывает дух — можно сделать прекрасные фотографии и видео, поймать впечатляющий кадр.
Когда всё проработали, тестировать маршрут приехали коллеги из Агентства по туризму Кузбасса и эксперты промтуризма. Оценили в том числе и безопасность.
Для комбината это возможность показать своё производство: как оно меняется, модернизируется, какие современные технологии используются. Согласитесь, живя в городе металлургов, хотя бы раз хочется увидеть, как варят сталь и делают рельсы?
Решаем и ещё одну очень важную для нас цель — профориентационную: привлекаем молодёжь. Ребята видят реальное производство, перспективы и, возможно, придут к нам на работу.
— Почему проект так назвали?
— Зелёные — значит экологичные. Сегодня в центре особого внимания стоит проблема экологии, в том числе переработки. 60-80% металлолома — это исходное сырьё для производства рельсов. Также в цехе после реконструкции внедрили немало современных экологических решений. Об этом мы тоже рассказываем нашим гостям. Например, дифференцированная закалка. Раньше рельсы закаляли в масле. Как результат — тонны отработанного масла. Сейчас закаляем воздухом. Отходов от этого нет.
Есть и ещё одно объяснение «зелёности» — мы произвели партию рельсов с использованием энергии из возобновляемых источников. То есть закупали энергию, которую выработала ГЭС, и использовали её для производства своей продукции.
Глаза горят
— Расскажите, как проходит экскурсия? Что особенно нравится гостям?
— Экскурсия длится от полутора до двух часов. Протяжённостью она чуть больше километра. Проводит её настоящий производственник — металлург, который знает все тонкости процесса.
Начинается маршрут с момента зарождения рельса: в печь с шагающими балками попадает большая заготовка. Это самое зрелищное для туристов место, ведь здесь заготовку нагревают примерно до 1200 градусов, дальше она идёт на стан для прокатки. На мой взгляд, самое атмосферное место маршрута — холодильник, где рельсы остужают с помощью огромных вентиляторов. Туристов проводят под ними.
Потом обязательно смотрим участок отделки рельсов, как контролируют продукцию и как её отгружают. И здесь самый популярный вопрос, который задают гости: как вы везёте продукцию такой длины по железной дороге? Показываем им специальные приспособления и рассказываем о том, что рельсы сваривают ещё и по 800 метров и везут!
Часто спрашивают, сколько стоит один рельс. Металлурги обычно отвечают, что стоимость партии, которую отгружает за раз рельсовоз, колеблется в пределах 80-90 млн руб.
Меня же больше всего на производстве вдохновляют люди — те ребята, которые проводят экскурсии. Огонь у них горит не только в печи, но и в глазах. Интересно увидеть не только сам технологический процесс, но и тех, кто там трудится.
«Дайте кусочек»
— Как часто ходят к вам группы? Планируете водить в другие цеха? И как к вам попадают туристы?
— Экскурсии проходят у нас примерно раз в две недели. Группа собирается от 15 до 20 человек. Это не только новокузнечане, много гостей из других городов. Посетили рельсобалку даже несколько мэров, были собственники крупных промышленных предприятий из разных городов России.
К мнению гостей обязательно прислушиваемся. Когда только начинали, наши посетители просили сувенирную продукцию, смеялись — дайте кусочек рельса! Мы изготовили такой брелок — именно кусочек рельса, его срез. И дарим его нашим гостям.
Недавно побывали у нас сотрудники музеев, предложили больше уделить внимания историческим фактам. Обязательно над этим подумаем. Планы, конечно, большие. Хотим показывать туристам и конвертерный цех, где варят сталь, и доменный, где производят чугун. Это зрелищные места.
Приоткрою завесу тайны: у нас на комбинате будет и своя Эйфелева башня. Так прозвали новый комплекс по серогазоочистке, который строят на комбинате. Внешне он будет похож на знаменитую французскую достопримечательность. Наверняка гостям будет интересно увидеть её и сфотографироваться рядом с такой громадиной.
Мы не туристическая компания, а потому доверили это дело профессионалам — провайдеру. Он собирает группы, привозит к нам, и мы берём гостей под своё крыло.
— Промышленный туризм активно набирает обороты. Как думаете, почему предприятия стали открывать свои двери для гостей?
— Из-за политической ситуации стал активно развиваться внутренний туризм. Люди начали с удовольствием открывать для себя разные города и места в России. Чего стоят только Горный Алтай, Байкал, Дальний Восток!
Однако наша страна славится не только богатой красивой природой, но и мощным производством. А Кузбасс — промышленный край, где есть что показать туристам. Это место контрастов. Есть у нас и снежный Шерегеш, где можно покататься на горных лыжах и сноуборде, а потом попасть в жаркое удивительное место, где производят уникальные рельсы.