Дефицит рабочих кадров ощущают сегодня все. Особенно непросто приходится малому и среднему бизнесу. Как решается проблема? Об этом «АиФ в Кузбассе» рассказал директор машиностроительной компании Руслан Сапожков. В его подчинении трудится около 100 человек.
Молодёжь не учат
Инна Сергеева: Руслан, расскажите о своём предприятии. Люди каких профессий у вас трудятся?
Руслан Сапожков: У нас завод по производству горно-шахтного оборудования, насосных установок, запорной арматуры, конвейеров — предприятие полного цикла машиностроения. Также мы ремонтируем агрегаты, проводим токарные, фрезерные, сверлильные и сварочные работы. Есть у нас и своё небольшое литейное производство. Мы делаем отливки по собственным моделям.
Открылись мы в 2015 году, и трудится у нас около 100 человек. Это токари, фрезеровщики, термисты, сварщики, сталевары, разливщики, формовщики, сверловщики, представители других рабочих профессий. В год производим продукции на 120-150 млн руб. Поскольку мы живём в угольном регионе, от заказов нет отбоя — продукция очень востребована, особенно в связи с последними событиями.
— Сегодня нехватку рабочих рук испытывают все предприятия промышленности. А как у вас складывается ситуация с кадрами?
— Она катастрофическая. У нас нехватка по всем рабочим специальностям, сложно выделить какие-то особенно дефицитные — такие все! А причин у этой ситуации много.
Прежде всего, система образования. Сегодня в институтах, техникумах не дают нужные для рабочих специальностей знания. Приведу пример. Приходит ко мне на днях студентка, которая оканчивает один из вузов, устраиваться на работу контролёром отдела технического контроля (ОТК). И оказывается, она не умеет работать с чертежами — их в институте черчению не учили. Они проходили только ГОСТы. А как можно принимать продукцию, разбираться в её качестве, если ты не понимаешь техническую документацию? Хорошо, попросил принести её измерительный инструмент, чтобы проверить, как она умеет с ним работать. Она не знает даже, что такое штангенциркуль!
Или другой пример — устраиваться к нам пришёл молодой инженер КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика. — Ред.), так он не смог ответить на вопрос, что такое закон Ома. И с этим я сталкиваюсь постоянно. Или вспоминаю сварщика, который тоже окончил один из вузов по специальности «сварочное производство». Смотрю в его диплом и вижу, что металловедению его обучали всего 35 часов. А ведь для его профессии это основная дисциплина, раньше ей посвящали полтора-два семестра!
И вопрос здесь не к нашим учебным заведениям, а к тем, кто пишет и утверждает такие образовательные программы. Вы посмотрите, Минпросвещения решило исключить из учебной программы колледжей «устаревшие» специальности. Среди них — токарь-универсал. Вместо якобы устаревшей профессии предлагают обучать более современной — оператор станка с ЧПУ. Но ведь токарей сейчас днём с огнём не найти. И современные станки есть далеко не у всех.
Про сталевара и не слышали
— Наверняка дефицит кадров ещё и по причине того, что молодёжь просто не идёт на рабочие специальности?
— Да, это так. Сегодня все хотят быть блогерами, артистами, певцами. Наши дети не знают рабочих специальностей. Помню, спросила как-то моя жена у семилетнего сына и его друга о том, какие профессии они знают. И услышала — полицейский, блогер, банкир, следователь. И я думаю, так ответят большинство сегодняшних ребят. Мало кто из них знает про профессию сталевара, токаря, горнового.
Считаю, что профориентацией нужно заниматься с самого раннего возраста. Наша молодёжь ещё и не идёт на рабочие специальности по той причине, что они не престижны, человек труда сегодня не уважаем в обществе, как бы об этом ни говорили со всех сторон.
Посмотрите, кого показывают по телевизору и в интернете. Кого награждают? Артистов, политических деятелей. Где машинисты кранов, водители, металлурги? Дети видят всё это и делают выводы.
Немаловажную роль в воспитании любви к профессии играют педагоги. Их труд, к сожалению, тоже сегодня недостаточно уважаем. В одном из техникумов на занятиях я был просто поражён тем, что там происходит. Такое ощущение, что учителя на занятиях нет, его никто не замечает, студенты делают, что хотят, входят, выходят, разговаривают. Когда зашёл педагог, никто даже не встал. Для меня это — дикость. Какие знания после этого получит молодёжь?
Мы не платим, мы зарабатываем
— Сейчас много говорят о том, что нужно повышать зарплату рабочим. Если на крупных промпредприятиях это возможно, то как у вас?
— Когда ко мне приходят устраиваться на работу и спрашивают, сколько мы платим, я всегда говорю, что мы зарабатываем.
Нам, среднему бизнесу, сложно постоянно повышать зарплату — мы столько не зарабатываем. Помощи от государства нет — нужно платить налоги вне зависимости от того, заработал ты что-то или нет.
Да, приходится непросто. Но мы держимся за свой коллектив: создаём комфортные условия на рабочих местах — у нас чисто, тепло и уютно. Также пытаемся решать какие-то проблемы сотрудника, бывает, помогаем и материально, стараемся входить в его трудное положение. Я всегда подходил к руководству по-советски: считал и считаю, что кадры решают всё: станки, железяки можно купить, а вот создать хороший надёжный коллектив — задача трудная. Но выполнимая.
— Где вы берёте кадры?
— Мы их взращиваем сами. Я не раз ходил в Центр занятости и предлагал организовать там группы по обучению дефицитным специальностям. Ко мне не прислушались, сказали, что на эти курсы никто не придёт — напрасная трата времени, денег и сил. Поэтому решили всё делать сами.
Мы набираем людей, выясняем, что им ближе, что интереснее, с чем они хотели бы работать, и сами обучаем их. В это время даже платим им стипендию. У нас есть хороший костяк — это наши специалисты, которые с радостью делятся своими знаниями и навыками. Конечно, процесс этот отнюдь не быстрый: чтобы воспитать и вырастить профессионала, нужно минимум 5-6 лет.