Прошло почти что 30 лет с тех пор, как в Новокузнецке орудовал один из самых страшных маньяков и серийных убийц — Александр Спесивцев. Но до сих пор эта история волнует людей и заставляет ужаснуться. Корреспондент kuzbass.aif.ru побывал в доме, где жил маньяк, и поговорил с его жителями. Фотографии с подъезда здесь.
Жить не решается никто
Дом, в котором жил маньяк, находится в Центральном районе города — рядом с торговым центром «Сити Молл» по проспекту Пионерский. Это длинная девятиэтажка, к которой почему-то с помощью балконов присоединили старый пятиэтажный дом. Убийца жил в трёхкомнатной квартире на девятом этаже вместе со своей матерью и сестрой. Эту квартиру видно с улицы сразу же — все окна плотно заколочены вот уже много лет. Жить там до сих пор не решается никто. Накопились только долги за ЖКУ, которые Спесивцев не оплачивал. Об этом мы подробнее написали тут. Лет 10 назад в эту квартиру попытались вернуться мать с дочерью, но соседи устроили скандал и не дали даже вытащить женщинам вещи из машины.
«Они вещи свои привезли ночью. Думали по-тихому въехать. Их увидела компания молодёжи, которая ещё не спала. Узнали сразу же, кто это, и набросились на них — разбросали вещи, кричали. Помню, к ним присоединились другие жители. Приехала милиция, начались разборки. Но всё равно эти изверги ничего не добились — уехали, даже вещи свои не все забрали», — рассказывает kuzbass.aif.ru жительница дома Людмила.
До сих пор вселяет ужас
Подъезд, где жил убийца, много лет привлекает внимание самых разных людей — маргиналов, подростков, наркоманов, алкоголиков и другой непонятной публики. Он стал своеобразным местом паломничества для тех, кто любит пощекотать нервы.
«Устали мы от такого внимания! Чего только тут не пережили. Сколько раз выламывали дверь в эту злополучную квартиру, ломали домофон. Я уже не говорю о постоянных надписях во всём подъезде, на дверях квартиры, трубах, в лифте. Бегали сюда и подростки толпой, чтобы прикоснуться к „страшилке“. Не понимали, конечно, весь ужас, который тут был», — вспоминает один из жильцов Николай Иванович.
Он рассказал, что соседи сами неоднократно закрашивали надписи, заколачивали двери и баррикадировали к ним проход.
Дьявольская квартира
Сейчас в подъезде идёт ремонт — пахнет свежей краской, от надписей не осталось практически ни следа. Поднимаемся на восьмой этаж в стареньком довольно узком стучащем лифте. Затем пешком — на девятый. Кстати, сам Спесивцев никогда не ездил на лифте — всегда ходил пешком, вспоминают соседи.
Перед нами вполне обычная железная дверь с непонятной цифрой «62». Номера квартир на самом деле здесь совсем другие, и в тамбуре их две. Возможно, так сделали специально, чтобы совсем забыть и даже не напоминать о «дьявольской» квартире. Несмотря на вполне привычную обстановку, ощущения не самые приятные от того, что именно здесь, за этой дверью, маньяк пытал и убивал людей. На его счету пока 20 доказанных убийств, но, по непроверенным данным, количество жертв может доходить до 82 человек.
Если бы не милиция, растерзали бы маньяка
О маньяке здесь помнят и знают. До сих пор с ужасом и содроганием вспоминают об этой жуткой истории.
«Живу тут давно. Вспоминаю день, когда я приехал с дачи и увидел около дома огромную толпу — милиция привезла Спесивцева, чтобы тот рассказал и показал всё, что творил. Люди окружили их плотным кольцом, гудели, кричали. Если бы не стражи правопорядка, растерзали бы маньяка. А он ходил и улыбался, как ни в чём не бывало. В машину сел, и снова ему весело. Жутко», — говорит kuzbass.aif.ru житель дома Борис.
Мужчина рассказал нам о том, что Спесивцев с детства уже был неадекватным — ломал почтовые ящики, засовывал спички в замки соседей, поджигал звонки, разрисовывал немецкой свастикой стены в подъезде. А мать никогда не обращала на это внимания даже после жалоб соседей.
Своих жертв убийца долго не искал — рядом было две школы: начальная и средняя. А в доме, в котором он жил, находился детский центр с разными кружками. В квартире маньяка всегда громко играла музыка. Тогда, в 90-е гг., этого почти не замечали, тем более милиция — на вызовы соседей не реагировали, уже тогда знали, что живёт больной человек.
Несмотря на то, что прошло уже много времени, неприятные ощущения ужаса, страха и тревоги до сих появляются от этого места. А заколоченные окна вновь напоминают, какие злодеяния здесь творились. И странно, что до сих пор рядом с домом на Пионерском не установили мемориал памяти жертвам одного из самых бесчеловечных маньяков времён СССР.