Не такой, как все. Как справиться с травлей в школе

Часто переход в другую школу бывает лучшим решением проблемы. © / pixabay.com

На прошлой неделе в Кемерове шесть мальчиков начальных классов избили своего бывшего одноклассника во дворе школы №7. Начиналось все с простых приставаний после уроков, на которые взрослые обычно не обращают внимание, и закончилось массовой дракой. Только нападали дети на одного. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» разбирался, что произошло.

   
   

Били палкой, ногами и руками

Юлия Хиневич, мама пострадавшего Данила, рассказывает, как получила от сына страшный звонок: «Мама, помоги, меня побили, я, кажется, умираю». Своего ребенка нашла уже лежащим на полу прямо у квартиры – в тот день он забыл ключи. Врачи диагностировали у мальчика множественные ушибы рук, ног, головы, груди и передней брюшной стенки.

Ситуация произошла неожиданно: Данил возвращался домой со школы через футбольное поле и наткнулся на бывших одноклассников и друзей. Они предложили поиграть в «Кальмара» (популярный сериал, в котором герои играют в жесткие игры на выживание, чтобы в конце получить крупный денежный приз – прим. ред.) и в итоге разозлились, что мальчик делает что-то не то. Бывший лучший друг начал бить Данин рюкзак, другой срывать шапку, а третий обзываться. Даня повалил друга на землю, требуя объяснений и возврата своих вещей, за что получил удар по голове палкой – ее нашел четвертый недалеко на земле. После нападения одного бить Данила стали все – руками, ногами, мешком со сменкой. От боли и ужаса мальчик потерял сознание, а когда очнулся, никого уже не было. Еле как найдя шапку, второй ботинок и рюкзак, он добрался до дома.

Сейчас с ребёнком работают психологи, а школа беседует с драчунами и их родителями. Очевидно, что обидчики не понимали серьезность своего поступка. Видимо, «проседало» семейное воспитание.

Школьные изгои

По прошлогодним данным ОНФ, каждый третий ребенок в России сталкивался с буллингом в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Еще около 10% ребят участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели.

Наша героиня Татьяна Тимофеева окончила школу 19 лет назад, но до сих пор с неприязнью вспоминает то, что там было. В седьмом классе Таню перевели в школу №82 Кировского района, и прошлая школа показалась девочке раем. В новой мальчишки носились по коридорам, отрывали значки с портфелей, кидались бумажками, толкались и обзывались. Довольно быстро Таня обзавелась врагами – однокласснице не нравилась чистая, но старенькая одежда Тимофеевой, ее мода носить сарафан с кроссовками, увлечение карате и ассиметричное каре. Задира постоянно цеплялась к Тане и дала собственное обидное прозвище, но в драку не лезла – была физически слабее.

«Я старалась не обращать внимание, но постоянно чувствовала себя белой вороной. Уже в училище, когда моя группа поделилась на «гуляк» и «зубрил» я защищала последних от первых, понимая, как приходится обиженным девчонкам. Тяжело, когда тебя в течение нескольких лет гнобят, и ты ничего с этим не можешь сделать. Пожаловаться было некому – мама не понимала и давала неправильные советы», - делится Татьяна.    
   

Изгоев в классах много и сейчас. Девятиклассница Аня Иванова (имя изменено - прим. ред.) из новокузнецкой школы вспоминает, как в шестом классе началась непонятная для нее ситуация: группа одноклассников начала обзывать девочку обезьяной, тыкать пальцем и смеяться: «Мне приходилось искать колкие ответы, но это не помогло. Взрослые говорили потерпеть. Мне было до жути больно и обидно. Как-то раз меня закрыли в туалете, и я провела там около часа. У меня случилась истерика, и только тогда преподаватели отругали виновных. В восьмом классе травля резко прекратилась».

Самоутверждение через насилие

Тренер по детской безопасности Дарья Зырянова объясняет, какие стадии проходит буллинг и как с ним справиться.

1. Образование буллинг-группировки. В детско-подростковом коллективе может образоваться группа вокруг лидера, который самоутверждается через физическую силу. Если первые проявления насилия не пресекаются решительно и строго, то их главный инициатор – лидер – убеждается в своей безнаказанности. Это повышает его авторитет среди сторонников и укрепляет группировку.

2. Конфликт нарастает. Невмешательство учителей, равнодушие одноклассников позволяют насильственным действиям повторяться, а подвергающийся им ученик постепенно теряет способность и волю к сопротивлению. Становясь более уязвимым, он дает повод для последующих нападений.

3. Деструктивное поведение. За учеником, который регулярно подвергается нападкам, окончательно закрепляется статус жертвы. Окружающие, привыкнув к постоянным издевательствам над этим человеком, его же обвиняют в сложившейся ситуации. Человек сам начинает верить в то, что виноват в издевательствах над собой. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией, он подавлен, запуган и деморализован.

4. Изгнание. Пострадавший ученик, доведенный до крайней степени отчаяния и ощущения одиночества, стремясь избежать встреч с обидчиком и травмами, начинает пропускать учебу или вовсе перестает посещать образовательное учреждение.

Что делать?

• Выспросить все детали спокойно, без истерик, критики и оценки действий ребёнка.

• Не искать проблему в ребенке, не советовать дать сдачи, учиться постоять за себя или не обращать внимания.

• Встать на сторону ребенка, обнять, посочувствовать, разделить его эмоции. Если реб6нок стал жертвой травли, он уже не может справиться сам.

• Спросить ребенка, как бы он хотел, чтобы вы помогли. Если он считает, что никак не помочь и будет только хуже, пора действовать! Выразите готовность идти до конца: разобраться с учениками, родителями агрессоров, руководством школы, заявить в полицию, если детям старше 14 лет, перевести в другой класс или в другую школу.

• Если ребёнка бьют, обращаться в травмпункт, проходить медосвидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью после 14 лет).

• Если травля на словах или нет следов насилия, нужно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему, к директору, в РОНО, Городское управление образования. Если школа не реагирует, подключайте общественность, СМИ и соцсети.

• Оптимальный вариант — всех поставить на уши и потом перейти в другую школу. Многие родители считают, что смена школы не решит проблему, но это не так. Иногда это единственное верное решение, просто уходить надо не молча, с чувством поражения и стыда, а громко, постояв за себя и показав ребенку пример отстаивания своего достоинства.