Овощи в Кузбассе дорожают, галоши дешевеют

Фото: kuzbass.aif.ru

Свой прогноз относительно роста цен и советы потребителям дает консультант по экономике и инвестициям Василий СТРЕКАЛОВ.

   
   
Василий СТРЕКАЛОВ

Засуха цены повысит

– Василий, станет ли результатом засушливого лета повышение цен на продукты?

– Мы уже имеем «счастье» наблюдать постепенный рост. Скажем, на прилавке в магазине лежит лапша двух производителей. У одного старый запас закончился, и новый уже приходит по более высокой цене, на 10-15%, а другой пока продает старый запас по прежним ценам. Видимо, уже сейчас перекупщики и поставщики злоупотребляют ситуацией, спекулируя на будущем неурожае зерновых, заранее повышая цены. Поэтому уверен, что вырастут цены на все, что растет в Кузбассе и в соседних регионах, тоже пострадавших от засухи.

Но стоимость такого стратегического и политического продукта, как хлеб, будет регулироваться властью. Так, еще в начале июля Кемеровское УФАС узнало о намерении кузбасских мукомольных предприятий и хлебопеков повысить цены на муку и выпустило предостережение, угрожая штрафами тем, кто начнет спекулировать. Поэтому хлеб подорожает меньше прочего. А вот цены на продукты, связанные с глубокой переработкой (те же макаронные изделия), могут заметно вырасти. Это связано не только с погодными явлениями, но и с повышением тарифов на электроэнергию.

– То есть повторится ситуация 2010 года, когда гречка подорожала в 3 раза?

– Отчасти да, этого стоит ожидать. Однако снаряд два раза в одну воронку не попадает. Тогда «выстрелила» гречка, но тогда же существенно снизилось ее потребление, и цены вернулись к норме. Сейчас процесс будет проходить равномерно: ожидается стабильный рост цен на сельскохозяйственные продукты – картофель, капусту, лук.

С другой стороны, в августе на рынке в большом количестве появляются овощи нового урожая. Покупательский спрос на первую картошечку или ягодку уже не такой ажиотажный, поэтому сейчас цены снижаются. Кроме того, производители заинтересованы в том, чтобы быстро получить от овощей прибыль, чтобы купить топливо для уборочной кампании, чтобы подготовить хранилища, и на другие нужды. Поэтому цена на плоды труда селян сейчас будет минимальной. Таким образом произойдет замедление инфляции.

– Понятно, что на урожай овощей и злаков влияет погода. Но почему так выросла цена на минеральную воду этим летом – источники иссякли, бутылки подорожали?

   
   

– Да все что угодно! Это могут быть и технические проблемы на предприятиях: купили оборудование, влезли в кредит – подняли цену. Может быть и смена маркетинговой политики: мы были дешевые и доступные, вы к нам привыкли, а теперь мы натуральные и чистые, а за качество надо платить. Не исключаю и элементарное использование ситуации: производители видят, что народ скупает любую воду – а почему бы не поднять цену, если спрос растет? Возможно, осенью будет обратный процесс: сократится спрос – упадет цена.

Власть не все может сдержать

– В Кузбассе есть свои особенности ценообразования? Какими методами власть сдерживает инфляцию?

– Нельзя не отдать должного нашему губернатору, который иногда выполняет функции федеральной антимонопольной службы. Он по должности не обязан их выполнять, но, чтобы стабилизировать социальную ситуацию, вынужден вмешиваться в рыночные отношения. Взять, например, цены на бензин – они ниже, чем в соседних регионах: у нас литр 92-го стоит 23,4 рубля, а на Алтае на два рубля дороже. А почему? Потому что кузбасским властям умело удается играть на противоречиях и интересах поставщиков. Пусть они делают это декларативно, пусть не совсем формально, но поставщики вынуждены соглашаться с выдвинутыми условиями и снижать стоимость топлива.

Но надо понимать, что в каких-то моментах и областная власть бессильна. Например, она не может остановить повышение цен на электроэнергию: это общероссийская тенденция, федеральное направление. А повышение тарифов, безусловно, подталкивает инфляцию.

Что дешевеет?

– Если я с 1 июля плачу за электричество на 6% больше, значит ли это, что и цена на продукты увеличится настолько же?

– Объективно цена продуктов в связи с повышением тарифов выросла на 1-3%, в зависимости от условий производства. Но я уже говорил о том, что участники рынка могут воспользоваться этой ситуацией и несколько завысить стоимость. Повлиять на то, чтобы цена не стала запредельной, может фактор конкуренции. Поэтому надо максимально развивать конкуренцию между участниками рынка. Однако сегодня во многих отраслях работают олигополии – неформальные монополии, между которыми есть сговор. Скажем, есть в Новокузнецке два предприятия, которые вывозят мусор. Одно поднимает цены, потому что аффилировано с крупными управляющими компаниями и не боится потерять клиентов. У другого нет таких связей, поэтому оно предлагает цены и условия более удобные для жителей. Такая полуазиатская специфика рынка тоже давит на цены.

– Все жалуются на рост цен. Может, хоть что-то все-таки дешевеет?

– Снижается цена на те товары и услуги, которые активно развиваются. Вспомните, сколько стоили первые сотовые телефоны и связь? Они были доступны далеко не каждому. Как только товар приобретает массовый характер потребления, он проходит стадии снижения цены. Также сейчас дешевеет доступ к Интернету. И падает стоимость тех товаров, которые морально устаревают и не имеют большого потребления. Например, галоши, валенки, электроплиты с конфорками или кинескопные телевизоры. Еще есть такая важная вещь, как сезонность: она касается и одежды, и продуктов. Так, скидки на летние коллекции одежды достигают сегодня 70-90%, а абрикосы, продававшиеся в начале лета по 200 рублей, сейчас можно найти за 100 и менее рублей.

Нужна здоровая инфляция

– Можно ли остановить инфляцию, или она будет вечно?

– А нужно ли останавливать? Дефляция, или удешевление товаров и услуг – тоже не вариант. Показательный пример – Япония, там отрицательная инфляция губительно сказывалась на экономике, компании получали меньше прибыли, не было средств на развитие.

– Но обычному человеку, получающему зарплату и желающему прокормить семью, по большому счету нет дела до экономики предприятия, страны или мира. Если цена на ту же картошку резко упадет, то для обычного покупателя это только плюс. Разве не так?

– Дефляция давит на экономику, снижает рентабельность предприятий – в результате они закрываются, сокращают рабочие места, снижают зарплаты – этот процесс коснется каждого. Да, на первоначальном этапе хлеб не по 12, а по 10 рублей будет радовать, но дальше последует сокращение зарплат, и покупательские возможности вернутся на прежний уровень – сытее мы не станем.

Поэтому, по-хорошему, нужно придерживаться принципа золотой середины – умеренная инфляция в рамках 2-3% в год. Здоровая инфляция – такая, на которую повлиял не сговор монополистов или неурожай, как у нас, а рост потребления и платежеспособности населения.


Колготки от свинины не отстают

«АиФ в Кузбассе» сравнила цены на типично «женские» и «мужские» товары с ценами пятилетней давности. И вот что получилось.

Смотрите также: