В канун Дня шахтёра kuzbass.aif.ru спросил у экспертов, какую проблему в угольной отрасли Кузбасса на сегодняшний день они назвали бы главной и какими видят пути её решения. Хоть на вопросы отвечали специалисты из разных сфер, но они сошлись во мнениях и назвали две главные проблемы.
Некому работать
Председатель первичной профсоюзной организации шахтоуправления «Талдинское-Кыргайское» Виталий Титов на вопрос о главной угольной проблеме ответил: «Если спросить шахтёра о проблемах в углепроме, то он скажет, что это маленькая зарплата, и, возможно, будет прав. Со своей стороны отмечу явную нехватку человеческого ресурса. По всей угольной отрасли в России нехватка кадров составляет 20 тыс. человек, т.е. недостаёт 7-15% работников, в зависимости от предприятия (в Кузбассе, по последним данным, порядка 4500 свободных вакансий в угольной отрасли – Ред.) Но пока все предприятия выполняют план теми штатами, которые они на сегодняшний день имеют».
Как угольщики сегодня борются за кадры? По словам общественника, в основном пытаются рублём переманить к себе работников с других предприятий. Причём некоторые подходят к этому вопросу креативно. Например, на юге Кузбасса развешаны баннеры на улицах и объявления в лифтах, где новым кадрам обещают выплатить подъёмные, начиная от 50 тыс. руб. и более. Кто-то объявляет акции: приведи друга работать на предприятие и получи премию. Хорошим специалистам повышают оклады, т. е. вводят удерживающие компенсационные выплаты.
«В Кузбассе уже многие годы смертность превышает рождаемость, также народ уезжает. До ковида население сокращалось на 7-10 тыс. человек в год, а после ковида - минус 15-20 тыс. человек, это данные Кемеровостата. Впрочем, проблему нехватки людей испытывает не только наш регион, она в масштабах всей страны. И решать её, считаю, нужно на федеральном уровне разными инструментами: вводить меры по повышению рождаемости, поднимать престиж рабочих профессий. Спросите у ребёнка, кем он хочет быть. «Блогером», - ответят многие. А то, что свет горит и хлеб у нас столе благодаря углю и шахтёрам, – про это они не знают. Экономические меры тоже нужны: вспомните советский опыт, когда ввели районный коэффициент, и люди поехали с центральных и южных регионов в Сибирь, в Кузбасс, началось бурное развитие региона», - рассуждает профсоюзник.
«Однозначного пути решения данной проблемы я не назову. Но знаю точно: если лет через 10-15 ничего не поменяется, то собственники будут не просто переманивать кадры, а уже драться за людей», - говорит Виталий Титов.
Инженер, работающий на одной из новокузнецких шахт, также рассказал о катастрофической нехватке людей: «Некому работать скоро будет. Решение вижу одно - платить больше. Знаю, что тем, кто уходил с нашего предприятия в другие компании, платят на 10-20 тыс. руб. больше».
Дорого везти
В региональном министерстве угольной промышленности главную болевую точку отрасли видят в транспортировке топлива. Тарифы выросли на всё. На железной дороге прирост для кузбасского энергетического угля в январе 2023 г. по отношению к декабрю 2021 г. составил 66-97% в зависимости от направления, для коксующегося угля — 44-72%. Кроме того, выросли ставки на перевалку угля в портах, фрахт судов и страхование груза. В ведомстве отмечают, что самые ощутимые потери среди угледобывающих регионов России несёт Кузбасс, поскольку имеет наибольшее транспортное «плечо» доставки грузов.
«Несмотря на санкционное давление, в том числе действующее эмбарго на
Кузбасские угольщики теперь везут свой товар не в Европу, а в Северную Африку и на Ближний Восток, там их продукцию знают давно. Постепенно налаживаются поставки в Латинскую Америку. «Кузбасс заинтересован в грамотном выстраивании логистических цепочек, дальнейшем расширении железнодорожных магистралей и увеличении пропускных способностей для своевременного вывоза угля», - подчеркнул министр и заверил, что кузбасские власти продолжат на всех уровнях добиваться решения этих вопросов.
По результатам опроса, кадры и дороги – вот основные болевые точки кузбасского углепрома. Хочется верить, что они не задвинут на задний план другие проблемы отрасли - нарушенную добычей экологию, безопасность труда горняков, закрытие предприятий и невыплаты зарплат.
Недостаточные сдвиги
«Главная проблема – это вывоз угля и пропускная способность железной дороги на восток. Губернатор делает всё, чтобы правительство и РЖД в ежедневном режиме занимались этим вопросом. И действительно есть первые сдвиги: пропускная способность за последние несколько лет увеличилась. Но недостаточно. Поэтому нельзя успокаиваться на достигнутом. И надо всем поддержать усилия Сергея Цивилева и привлекать внимание к этой проблеме».
Выращивают со школы
«Кадровый вопрос сегодня особенно актуальный для горной отрасли. Предприятия нуждаются в специалистах высшего и среднего звена: обогатителях, механиках, технологах, маркшейдерах и др. С этой проблемой чаще всего руководители отрасли обращаются в наш вуз. Многие работодатели стремятся вырастить своих работников, что называется, со школьной скамьи. Совместной профориентационной работе мы уделяем серьёзное внимание. На бытовом уровне многие знают, чем занимаются юристы в широком смысле, а понять, кто такой маркшейдер или флотатор молодёжи, сложнее, если их родные не работают в добывающей отрасли. Мы также сталкиваемся с проблемой, когда выпускников горных техникумов сразу призывают в армию. Как правило, после службы они уже не выбирают работу по специальности или поступление в вуз, чтобы повысить свою квалификацию и расширить профессиональные возможности. По этому вопросу мы составили предложения и направили их на рассмотрение в органы власти».
Хочется комфорта, а не грязи
«Проблема нехватки людей настолько серьёзная, что уже и уровень зарплаты не спасает. Одна из угольных компаний Кузбасса приглашает водителей на БелАЗы за 150 тыс. руб. в месяц, но люди в очередь не выстраиваются. Почему? Молодёжь сегодня хочет работать интеллектуально, комфортно, в чистом месте на кнопочки нажимать. А в профессии, где грязь, масло, пыль, не идут - условия труда не устраивают. Мало того, что труд шахтёра физически тяжёлый, так ещё выматывает дорога: человек работает 6 часов, а по факту тратит по 12 часов (с учётом дороги и всех подготовительных процедур, осмотров). После такой смены приходит домой и хочется только одного - завалиться спать.
Уровень зарплаты шахтёра был самым высоким в стране, поэтому в 1960-х годах был бум: народ всё бросал и ехал сюда. Плюс переезжали из деревень в город. Сегодня угольщики привозят в Кузбасс вахтовиков, но вопрос, надолго ли хватит этой рабочей силы, когда по всей России сокращается население. Остаётся разве что приток из-за границы, но мигранты тоже в шахту не идут.
На мой взгляд, решать проблему нехватки шахтёров надо в комплексе: повышать и зарплату, и престиж профессии, создавать комфортные условия труда. Я был в Австралии, там в шахту не устроишься работать, потому что зарплата высокая, а добыча очень развитая в технологическом плане. Представляете: там машинист угольного комбайна в шортах работает! Потому что только на кнопки нажимает. Вот к чему надо приводить наши предприятия».