Яма глубже. За год долги кузбассовцев за ЖКХ выросли на полмиллиарда рублей

Что быстрее вырастет: зарплата, цены на продукты или «коммуналка»?.. © / Анна Иванова / АиФ

За минувший год долги жителей региона за ЖКХ выросли: было 5,2 млрд рублей, стало 5,7. Почему коммунальная долговая яма становится только глубже и как законными способами сэкономить на квартплате? Выясняли kuzbass.aif.ru

   
   

В приоритете свет

Приведённые цифры — это данные Кемеровостата о задолженности по оплате коммунальных услуг потребителей, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, на начало июля 2022 г. и 2023 г. Структура задолженности по видам услуг сложилась такая: 50% — за теплоснабжение, 23% — мусор, 13% — за холодную воду, 7% — водоотведение, почти 6% — электричество. Кузбассовцы охотнее платят за свет, чем за тепло. Почему такая разница?

Гендиректор экспертной организации «Госэнерготариф», председатель комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Кузбасской Торгово-промышленной палаты Сергей Ладутько предлагает для начала разобрать состав затрат на ЖКУ. Среднестатистическая российская семья платит за коммунальные услуги 5294 руб. в месяц. Из этой суммы 30% — плата за отопление. Около 20% — плата за содержание и текущий ремонт помещения, так называемая «квартплата». Ещё 20% приходится на воду, если считать канализацию, холодную и горячую воду вместе, 12% — на электричество. Оставшиеся 17,5% — взносы на капитальный ремонт, плата за вывоз мусора, газ, услуги консьержей и др. (Исследование «Тинькофф», на основе данных Росстата по среднегородским тарифам на разные виды ЖКУ за июль 2022 г.)

«В составе затрат на ЖКУ, тепло — это самый дорогой коммунальный ресурс, потому и задолженность за него выше, по электроэнергии обратная ситуация. Тогда почему при затратах на тепло в 30% долги за него составляют не 30%, а 50%, а при затратах на электричество в 12% задолженность 5,9%? Сейчас жители при оплате за услуги ЖКХ могут выбирать, за какой ресурс заплатить, а какой может подождать. И если у электриков есть «рычаги», такие как отключение за неуплату, то у тепловиков такого ресурса нет. Будешь ты платить или нет, отопление будет подано в квартиру в любом случае», — рассуждает эксперт.

Сообщать в Госуслугах

Сергей Ладутько отмечает, что долги растут не только в Кузбассе, но и в стране в целом. По его мнению, основная причина неуплат — в лояльном отношении государства к должникам: «Сейчас пени не взыскивают 60 дней, и если раньше человек каждый месяц старался уплатить коммуналку в срок, то теперь он знает, что можно не платить вовремя и ему ничего не будет. Также сейчас можно продавать жильё с коммунальными долгами. Ни в Росреестре, ни в банке при выдаче ипотечного кредита не спросят справку о долгах за ЖКУ, и люди этим пользуются. Субсидии на оплату коммунальных услуг выдаются нуждающимся напрямую, и никто не контролирует, на какие цели эти деньги были потрачены». Также есть реклама о возможности списания долгов, из чего люди делают вывод: можно ни за что не платить.

По мнению собеседника, в решении проблемы с долгами по «коммуналке» нужен государственный подход. «Людей надо убеждать в обратном: что нужно платить за услуги ЖКХ, что квартиру с долгами нельзя покупать или продавать и т.д. Для этого необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Один из вариантов решения проблемы, на мой взгляд, это ввести порядок уведомления населения о задолженности через Госуслуги и считать такое уведомление надлежащим», — считает Сергей Ладутько.    
   

Как сэкономить?

Однако если спросить самих должников, почему они не платят, большинство ответит, что не хватает денег. Юрист Кирилл Стецко рассказал, какие есть законные способы снизить расходы на «коммуналку»: «Первое, самое основное — льготы на коммунальные услуги. Это очень сложная и разветвлённая система скидок, которые предусмотрены для малоимущих, ветеранов конфликтов и труда, многодетных семей и т. д. Конкретно по своей семье ситуацию лучше уточнять в органах социальной защиты по месту жительства».

Второе, по словам юриста, это экономия в связи с ненадлежащим оказанием услуг. Для этого необходимо соблюдение довольно сложной процедуры, описанной в Правилах оказания коммунальных услуг гражданам. Факт нарушения необходимо зафиксировать и уведомить исполнителя услуги. После чего писать претензию на снижение стоимости некачественно оказанной коммунальной услуги.

Третий вариант больше годится для жилищных услуг. «В случае, если вы считаете, что управляющая компания установила слишком высокие тарифы за содержание и ремонт жилья, вы можете оспорить решение общего собрания собственников, которые такой тариф установили, но это тоже непростая судебная процедура со множеством нюансов. Коммунальные же услуги устанавливают не сами жильцы, а РЭК. Оспорить её решения намного сложнее, мне такие случаи в российской практике неизвестны», — объясняет юрист.

Выходит, чтобы экономить на «коммуналке» по закону, нужно иметь огромное терпение и «пробивные» способности.