90 лет, а в косе ни сединки

Мама недавно рассказывала, что в Яе живёт удивительная пенсионерка, которой уже больше 90 лет, и у неё, наверное, самая длинная в Кузбассе коса, в которой нет ни одного седого волоса. Интересно было бы узнать у этой долгожительницы, какие диеты она соблюдает и как ухаживает за волосами.

   
   

И. Селиванова, г. Анжеро‑Судженск

Недавно долгожительница из Яи Мария ШЕЛЯГИНА победила в районном конкурсе «Самая длинная коса». Когда зашла к организаторам конкурса, подкрасила губы и распустила косу, то все ахнули. Сразу поняли, что к ним пришла победительница, соперников у которой среди остальных молодых местных красавиц и близко не будет. Когда измерили косу, оказалось, что у старушки она больше метра длиной и в ней нет ни одного седого волоска. Но больше всего удивились, когда победительница сообщила, что ей идёт 91-й год, а косу она каждый месяц подстригает.

Бабушка говорит, что никаких секретов ухода за пышной косой у неё не было и нет. Моет голову только хозяйственным или туалетным мылом. Считает, что такие они у неё уродились от природы. Рассказывает, что коса длиной чуть больше метра у неё с детства, до сих пор такую длину волос всегда и поддерживает.

С клеймом «врага народа»

«Нашу семью репрессировали в 1931 году и выслали в Кузбасс с Урала. Привезли вместе с родителями и тремя сёстрами в посёлок Чёрное озеро, который теперь в Ижморском районе, и отдали под надзор коменданту, поселив в бараке с десятком таких же переселенцев, – рассказывает о своей судьбе Мария Шелягина. – В 1937 году всех мужчин в посёлке, в том числе и отца, арестовали, а потом расстреляли, объявив врагами народа. Остались в бараках одни женщины и дети, которых заставляли зимой строить ледяные дороги и обычными топорами вырубать лес. Я разнорабочей трудилась и в лесу, и на строительстве. Жили мы очень бедно, нечего было надеть и постоянно хотелось кушать. Спасала от голода только тайга, в которой был хороший урожай кедровых орехов. В первый год начала войны меня мобилизовали, но отправили не воевать, а строить в Анжерке насыпь под железную дорогу. А ухажёра моего Александра, с которым ещё в школе подружились, забрали на фронт».

   
   

Чуть позже Мария с подружками поступила в Анжерское медицинское училище. Когда в 1946 году закончила учёбу, то в посёлок вернулась уже фельд­шером. К счастью, и Александр с войны пришёл. Они поженились и в Чёрном озере жили до 1960 года.

После, перебравшись в Яю, Мария Шелягина стала заведовать фельдшерским пунктом на лесопромышленном комбинате и проработала там до пенсии.

Каждый день трудитесь

Мария Шелягина на пенсии ни одного дня без дела не сидит. Даже когда смотрит телевизор, руки всегда заняты: прядёт пряжу, вяжет носки, варежки, вышивает, шьёт кепки, трусы, ткёт на станке пуховые шарфы. А каждое утро обязательно идёт на рынок. Говорит, что торгует она там своими изделиями не от безденежья. Денег ей на жизнь хватает, да и все льготы тоже получает как труженица тыла, репрессированная, вдова участника войны и инвалид. Полдня обязательно проводит на рынке, чтобы подышать свежим воздухом, подвигаться, пообщаться со знакомыми и незнакомыми покупателями. А свои товары, бывает, просто дарит на память и денег за них не берёт. Считает, что такой образ жизни даёт ей силы, а добро, подаренное землякам, обязательно вернётся и к ней.

«Главное, не опускать руки перед трудностями, не лениться, больше двигаться, делать добрые дела, а пока есть силы – каждый день трудиться», – такой наказ даёт читателям «АиФ в Кузбассе» Мария Шелягина.

Смотрите также: