Почему власти не слышат людей, не отвечают на письма и не решают проблем?

   
   

Мутное дело

В июле этого года мы рассказывали о том, что на протяжении нескольких лет в Тайге никак не могут достроить насосно-фильтовальную станцию. Каким-то чудом её всё-таки сдали в сентябре. Радости тайгинцев не было предела: «Уж теперь-то не будем пить настой ила на глине».

Однако сейчас тайгинцы выражают свои эмоции сдержаннее. Даже после отчистки вода, как холодная, так и горячая остаётся жёлто-чёрной. Приходится ловить момент, чтобы помыться или постирать. Из гардеробов исчезают белые вещи. У горожан появляется особый навык: вовремя успевать вытаскивать ребёнка из ванны. По словам директора ОАО «Теплосервис» Ивана БАСАЛАЕВА, «проблему качества воды усугубляет состояние городских трубопроводов внутридомовых систем из-за многолетнего отсутствия их промывок, которые должны проводиться силами потребителей или управляющих компаний».

Специалисты сходятся во мнении: чтобы решить проблему, полумер вроде регулярной замены труб и установки механических фильтров недостаточно. Всё это уже используется, но не очищает воду до приемлемого качества. В корне изменить ситуацию поможет только глубокая очистка. По словам директора «Водоканала» Николая СОБОЛЕВА, остаётся надеяться только на фильтры тонкой отчистки. Однако они городскому бюджету, увы, не по карману.

По словам руководителя департамента ЖКХ по Кемеровской области Евгения КУРАПОВА, в 2010 году областной бюджет дал больше 53 млн рублей на строительство той самой насосно-фильтровальной станции. «Устранить мутность планируется путём подачи коагулянта (вещества, которые укрупняют частицы примесей. – Прим. ред.) в очищаемую воду», – отмечает начальник департамента. Однако на прямой вопрос, когда уже в Тайге будет прозрачная вода, он не отвечает, ссылаясь, что водоснабжение – дело городского округа, с местных властей, мол, и надо спрашивать.

Между тем суд уже два раза обязывал ООО «Водосервис» и администрацию города обеспечить жителей чистой водой. Но муть и ныне там.

Они обязаны ответить

Местные власти глухи до чаяний жителей не только в Тайге – это, вероятно, некая особенность нашего региона. Например, прокопьевский пенсионер Виктор ЗЕЛЕНЦОВ с пустяковым вопросом: «Почему вывоз мусора считают с общей площади квартиры, а не с количества проживающих в ней человек, как положено по ГОСТу?» обращался и в управляющую компанию, и в администрацию. Нигде ответа так и не получил.

   
   

«Раз в месяц я хожу к врачу, который принимает с 8 до 14.00. Т. к. работаю в первую смену и знаю своё расписание, записываюсь на приём заранее. Как-то мне пришлось сделать это по телефону. Но, когда я пришла в поликлинику, мне в регистратуре отказались выдать талон, мотивируя тем, что я не записана, – рассказывает преподаватель одного из кузбасских вузов Елена ИСАЕВА. – В тот день я всё-таки попала на приём к моему специалисту. Кроме того, написала письмо на имя главврача с просьбой рассмотреть моё предложение об обязанности работников регистратуры представляться по телефону. Ответа я так и не дождалась». Таких безответных историй даже в редакции наберётся с десяток!

Но знать нужно всем гражданам: разбираться и требовать от чиновников ответа не нужно. Официальные лица обязаны отвечать народу в течение 30 дней на любые вопросы. Причём даже если информацию невозможно предоставить по объективным причинам или на ответ требуется больше времени, так или иначе служащие не имеют права молчать, администрации обязаны высылать уведомления с причинами отсрочки. И взять себе больше 15 дополнительных дней на раздумья чиновники не имеют права. Отказ от ответа возможен только в том случае, если информация представляет собой государственную или коммерческую тайну. При этом ссылаться на то, что информация о том, сколько стоил бюджетной организации корпоративный Новый год, и есть та самая коммерческая тайна, – не получится. Определение и перечень того, что именно относится к этой самой тайне, на которую так любят ссылаться руководители всех мастей, очень чётко прописано в законе.

Когда чиновники молчат, у народа есть целых три дороги, по которым можно пойти с жалобой. Первая – к непосредственному начальнику служащего. Возможно, что руководитель и не ведает о том, что творит подчинённый, и делу поможет вразумительный нагоняй. Кстати, в Кузбассе успешно действует виртуальная приёмная администрации Кемеровской области. На сайте www.ako.ru можно заполнить анкету, указать личные данные, суть вопроса и получить ответ по электронной почте.

Второй путь ведёт в суд. При этом будьте готовы к заявлению приложить текст письма, отправленного местным властям, почтовую квитанцию об отправке либо почтовое уведомление о его вручении. Ну а третья дорога лежит через прокуратуру, тут уж спуску не дадут никому. Чиновников не только обяжут ответить, а ещё и оштрафуют.

Так что кузбассовцам нужно поскорее узнать о своих правах. А для этого на досуге можно изучить наши российские законы. И тогда администрация Тайги будет обязана каждый день отвечать, сколько суток осталось до пуска по трубам чистой воды, приставы – о том, какие они принимают меры, чтобы исполнить судебные решения, а молчаливые главврачи и коммунальщики будут платить штрафы. В новом году давайте внимательнее изучать законы, чтобы знать всё о своих правах.

Мнение власти

Не просить, а требовать!

Елена ТУШКЕВИЧ, старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ:

– Если чиновник не ответил вовремя или ответил на вопрос не полностью, увильнул от ответа, то прокуратура обязательно разберётся, в чём причина такой «застенчивости», скрывал ли в действительности служащий информацию или же предоставил всю, какой ведомство располагает. Большинство обращений граждан по этому вопросу заканчивается тем, что замалчивающие вопрос чиновники привлекаются к административной ответственности. Статья за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предполагает наложение штрафа от 5 до 10 тыс. рублей.

Однако часто ситуация усугубляется тем, что люди просто никуда не жалуются или времени нет, или полагают, что это бесполезно. Такая позиция в корне неверна. У нарушителей не должно складываться ощущение безнаказанности, а пострадавшие не должны им потворствовать в новых нарушениях.

Мы, в свою очередь, постоянно стараемся донести до граждан, что они имеют право не просить, а требовать ответа, что это не прихоть людей – доставать муниципалитет вопросами, а прямая обязанность чиновников – информировать людей о происходящем.

Мнение эксперта

Огласка – бич чиновников

Анастасия БИРЮКОВА, журналист:

– Раньше я работала шеф-редактором на юргинском телевидении, часто приходилось сталкиваться с подобными случаями. К примеру, крыша у дома протекает. Люди сходят во все инстанции, тысячу бумажек соберут, тысячу отписок и получат. А дыры в крышах, как правило, остаются на месте. Но порой разгон делу может дать даже небольшой сюжет на местном канале. Такое в моей практике случалось неоднократно. К примеру, был случай, когда местной частной ветеринарной лечебнице не хватало средств на ремонт помещения. Там не только животных лечили, но и добрые люди содержали бродячих животных, кормили, ухаживали. Но само здание было ветхим, зияло разбитыми окнами, никакой помощи на корм и лечение питомцев клиника не получала, а своих средств не хватало. Местные власти вообще не интересовались проблемой, но после сюжета на телевидении кое-какие деньги всё же выделили, плюс откликнулось немало неравнодушных людей, которые стали жертвовать на этот приют.

Поэтому, я считаю, когда дело резонансное, у всех на слуху, чиновникам уже как-то не верится в собственную безнаказанность. Общественная огласка – вот верный способ подстегнуть слуг народа. Однако, к сожалению, нередки случаи, когда люди никуда не обращаются, кроме как в СМИ, и с уверенностью считают, что журналисты должны делать работу за них: обращаться к чиновникам, ходить по инстанциям, наказывать преступников. Это какое-то неправильное понимание функций журналистики. Мы должны придавать огласку, когда чиновники нарушают права граждан, не хотят выполнять свою работу, когда жители уже испробовали все доступные средства.

Письмо без ответа

Летом этого года жители дома № 63 по пр. Октябрьскому выступили против строительства под их окнами православного храма. Кемеровчане и акцию протеста устраивали, и с местной властью встречались, и даже в повторных публичных слушаниях участие приняли. Вот только епархия по-прежнему настаивает на строительстве и оформляет документы. Пока соседи обивают пороги чиновников, самый уважаемый и старейший житель дома, ветеран ВОВ Иван РУДОВ написал открытое письмо губернатору Кузбасса:

«Уважаемый Аман Гумирович!

30 ноября на публичных слушаниях в администрации г. Кемерово я спросил у протоиерея Владимира Курлюты: «Как же Вы думаете строить храм, если наш дом аварийный, рядом баня «Бодрость» и школа № 26?! Храм будет стоять где-то в десяти метрах, а наши окна будут закрыты, ведь по проекту его высота 24 метра! Он мне ответил: «А мы все смертные! И вообще вы, может, умрёте через год или два!» Так зачем же нам торопить приход смерти? Зачем? Ведь я не за это воевал, выживал после ранений, я хочу дожить свой век спокойно!

Я уже пятьдесят с лишним лет живу в этом доме, я помогал превращать пустырь в уютный сквер и сам садил сирень. А теперь всё выломали, расчистили место под стройку. Я и мои соседи не согласны с этим, мы просим власть посчитаться с нашим мнением. Тем более, когда Патриарх Кирилл был в Новокузнецке, он сказал очень мудрые слова: «Негоже строить храм там, где нет согласия среди людей!» Да и с точки зрения эстетики и любви к нашей вере – нельзя строить Храм там, где ему не положено и быть.

Мы с соседями хотим на территории, которую планируется отдать в пользование церкви, разместить детский спортивный городок со скамейками для молодых мам.

Я убедительно прошу вас, Аман Гумирович, учесть мои пожелания и опасения. Надеюсь, что вы меня услышите. Очень прошу поддержать меня и моих соседей и решить этот вопрос раз и навсегда.

С уважением, ветеран ВОВ И. М. Рудов»

Смотрите также: