Под сокращение. Кузбасские кондукторы жалуются на притеснения

Водители автобусов в Кемерове работают без кондукторов. © / Елена Гуськова / АиФ

Весной 2014 года на Ан­же­ро-Судженском Госу­дар­ственном пассажирском предприятии начались сокращения сотрудников. Причём с марта по АТП прокатились уже две волны, а без работы остались 20 человек. Ещё 10 ждут своей очереди до 17 августа. Больше всего сотрудников возмущает тот факт, что увольняют только кондукторов, а водителей продолжают принимать.    
   

Пенсионеров – долой?

По словам сотрудниц предприятия, в марте на доске объявлений был вывешен первый «чёрный список». Женщин вызвали в отдел кадров и поинтересовались: «может кто-то хочет уволиться по собственному желанию?», естественно, добровольцев не нашлось. Тогда-то по ГПАТП прокатилась первая волна сокращений, в которой оказались только пенсионеры, то есть те женщины, которые уже находились на заслуженном трудовом отдыхе, но всё равно продолжали работать. Экс-кондуктор Ольга Анискина, проработавшая на Анжеро-Судженском автотранспортном предприятии 15 с половиной лет, получает пенсию не по старости, а по выслуге лет. Её уволили во второй волне, вместе с такими же «льготницами».

Кондукторов продолжают увольнять, а водителей - принимать на работу. Фото: АиФ / Евгения Обымахо

«7 июля я отработала последний день. О том, что меня хотят уволить, я узнала за два месяца до этого, как и положено по Трудовому кодексу РФ. Меня вызвали в отдел кадров и попросили подписать уведомление о сокращении, естественно, я отказалась. Тогда были вызваны ещё несколько сотрудниц предприятия, в присутствии которых на меня составили протокол. Сейчас я стою на бирже труда и жду выплаты компенсационного пособия, – рассказывает Ольга Владимировна.

– Если бы мне было лет 65, я бы и рта не раскрыла – уволили, так уволили, но в 50 лет стыдно жить на пенсию в 7,5 тыс. рублей. Мужа у меня нет, а детям и внукам помогать надо. Слух прошёл, что трёх-четырёх человек из тех, кого уволили, могут принять на работу обратно. Буду добиваться справедливости, хочу вернуться на предприятие в числе этих счастливчиков, потому что работу в Анжеро-Судженске, тем более женщине моего возраста, очень сложно найти».

Место кондуктора пусто бывает потому, что на зарплату денег нет. Фото: АиФ / Евгения Обымахо

Ненужная профессия

17 августа предприятие должна накрыть ещё одна волна сокращений, в которую попадают уже совсем не пенсионеры. «Я проработала кондуктором семь с половиной лет, и за эти годы у меня не было ни одного нарушения, ни одного акта. Меня, как и ещё девятерых сотрудниц, хотят уволить как неугодных, потому что мы посмели рты раскрыть и пойти против воли руководства, стали добиваться правды и обивать пороги разных инстанций, – считает кондуктор Людмила Костина

– Добровольно мы уходить не хотим, поэтому нас замордовали проверками – два составленных на кондуктора акта и всё – «до свидания». Причём проверяют нас не только два контролёра, ещё нас контролируют инженерно-технические работники и те люди, которых мы вообще не знаем. Например, на меня написали докладную только за то, что я сделала замечание проверяющим меня сотрудницам бухгалтерии, т. к. у них не было ни бэйджиков, ни удостоверений, ни повязок.

Рублём меня не наказали, но выговор сделали. Я понимаю, что руководитель может самостоятельно принимать решение о сокращении сотрудников, но почему тогда увольняют только кондукторов, а водителей принимают и вручают им сумки, чтобы пассажирам билеты продавали или заставляют оставшихся кондукторов работать в две смены?»

   
   
Ещё десять кондукторов ждут увольнения. Фото: АиФ / Евгения Обымахо

«В две смены я никого работать не заставляю, а на предприятии сейчас ведётся работа по оптимизации численности работников. Есть в городе маршруты, на которых сбор выручки за семь часов работы – всего около одной тысячи рублей, то есть за смену кондуктор продаёт меньше 100 билетов, за час – 14. Во всех городах области, в том числе и в Кемерове, водители автобусов работают без кондукторов, поэтому мы тоже решили взять этот опыт на вооружение, – сообщает директор Анжеро-Судженского ГПАТП Александр Пастухов. 

– Вторая причина сокращений – во вторую смену после 19.00 выручка кондуктора составляет меньше 400 рублей, поэтому кондукторы были переведены на полуторасменный режим работы, а в вечернее время пассажирам билеты продают водители».

Пока водители вспоминают математику, а кондукторы ждут роковой даты, сотрудники Государственной инспекции труда и областного департамента транспорта и связи проводят проверку на предприятии. Будем надеяться, что будущее у кондукторов всё-таки есть. Не может же быть такого, что по всему миру автобусы ходят, а убытки терпят только наши.