Чаша терпения сотрудников единственного в городе пассажирского автотранспортного предприятия вот-вот переполнится. «Мы все дружно напишем заявления на расчёт, если в ближайшее время наше руководство не перестанет требовать с нас выполнения нереальных планов и ежемесячно лишать премий, – заявляют водители и кондуктора. – На наши места сиюминутно не придут две сотни других работников, и город просто встанет».
Сработали «в минус»
У каждого современного предприятия есть план – годовой, квартальный, месячный и ежедневный, но кто-то уголь добывает, кто-то тапочки шьёт, а на Берёзовском ГПАТП считают выручку от проданных билетов. По официальным данным «Кузбасспассажиравтотранса», с начала 2014 года автотранспортное предприятие работает себе в убыток, а это может обернуться финансовым кризисом.
«К примеру, за февраль на АТП собрали 5,7 млн рублей, из областного бюджета мы перечислили 4,2 млн. Из них 4 млн пошло на зарплату, 2,7 млн – на ГСМ, часть – на налоги, страхование пассажиров, коммунальные платежи, плюс за 2,5 месяца на запчасти ушло 1,7 млн. В итоге доходов – 9,9 млн рублей, а расходов на миллион больше. Если предприятие и дальше будет так работать, то через четыре месяца сотрудникам нечем будет платить зарплату», – такую безрадостную картину нарисовал заместитель генерального директора ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» Валерий ВОВНЕНКО.
Также Валерий Владимирович отметил, что область финансирование не увеличит, поэтому рассчитывать берёзовским транспортникам нужно только на себя, поднапрячься и выполнить план марта.
«Как мы его выполним, если у нас во всём городе живут 16 тысяч пенсионеров? Например, у меня план на рейс 650 рублей, автобус битком, но я продаю 30 билетов по 13 рублей, 15 билетов по 4 рубля, 60 человек показывают корочки и едут бесплатно. В итоге я ухожу в минус, – возмущается кондуктор Галина ЕМЕЛЬЯНОВА. – Такая же ситуация у моих коллег, поэтому утро начинается с нервотрёпки. Из «листка позора» мы узнаём, кто и сколько «недовёз» за вчерашний день. Затем нас называют ворами, возят на разборки в Кемерово, где устраивают допросы, куда дели деньги, а потом лишают премии».
«Спасибо, что еду»
Работать в две смены, почти без выходных, при полном автобусе недовольных пассажиров и получать в лучшем случае 10 тыс. рублей (если премии лишат) автомобилисты не готовы, поэтому многие уходят. В итоге автобусов на маршруты выходит меньше, а ломаются они чаще.
«По правилам в автобусе могут ехать 45 человек сидя и 10 стоя. А у нас? Постоянный перегруз! По 80 и по 100 человек возим, ведь иначе план не выполним, – рассказывает водитель Андрей ШМАКОВ. – У нас и так из 42 машин каждый день работают только 20-23. Постоянно на ремонт кто-то встаёт. 26 марта, например, у нас поломались сразу три автобуса. При этом за два прошлых года мы получили только пять новых машин, а всего в Кузбасс пришло больше 140 автобусов».
«Да у нас с автобусами регулярно что-то случается! Городские ждёшь по 20-30 минут и то еле втискиваешься, чтобы уехать, – сетует березовчанка Юлия ВОЛОДИНА. – И с междугородными тоже постоянные проблемы. То до Кемерова не доберёшься и стоишь на холодном ветру на трассе, а потом на работе объяснительную пишешь, почему опоздала, то из Кемерова не уедешь. Вот в пятницу на семь вечера рейс отменили, а билеты я купила ещё утром с местом. Большой автобус сломался, пришёл маленький. Я-то билет поменяла, но на моё место какая-то наглая девица уселась. Скандалить не стала, 1,5 часа стояла и думала: спасибо, что хоть еду».
Старожилы помнят, что похожая ситуация была в городе в начале 90-х годов. На одно место на маршрут Кемерово – Берёзовский продавали по два билета, и люди брали автобусы штурмом – кто успел, тот и сел, а по городу ездили только две «гармошки», в которых народу было, как селёдки в бочке, и кондуктора бегали по улице от двери к двери, чтобы «обилетить» всех пассажиров. Получается, что 20 лет прошло, а ничего не изменилось.