Не успели кузбассовцы привыкнуть к повышению стоимости проезда в муниципальном транспорте, как на горизонте забрезжил новый рост цен. Частные перевозчики Новокузнецка обратились в региональную энергетическую комиссию с письмом о повышении проезда до 20 руб.
Тарифное дежавю
«20 руб. – это не просто наши «хотелки». Это себестоимость, рассчитанная по методике Министерства транспорта РФ, которую оно утвердило в июне 2013 г., – поясняет директор некоммерческого партнёрства «АвтоЛайн» Евгения КОРЮКОВА. – Если РЭК нам откажет, мы попросим её по той же методике обосновать существующий тариф».
В декабре прошлого года была похожая ситуация: тогда «маршрутчики» требовали разрешить им поднять плату до 18-23 руб., грозились не выйти на работу. Департамент цен и тарифов дотянул решение тарифного вопроса до марта и разрешил поднять стоимость проезда с 14 до 16 руб. По прогнозам некоторых частников, на сей раз ситуация может повториться: им разрешат вновь поднять плату за проезд на пару рублей, причём не раньше февраля.
Чей карман шире?
Всякий раз разговоры о подорожании проезда тянут за собой критику в адрес перевозчиков. «Автобусы на ладан дышат, салоны грязные, водители правила нарушают, кондуктора грубят. А им лишь бы всё повышать», – сетует новокузнечанка Мария Петрова. Перевозчики парируют, что денег за проезд едва хватает, чтобы сводить концы с концами. По их мнению, реально повысить качество перевозок смогут электронные транспортные карты: «Если весь городской транспорт перейдёт на электронную систему оплаты, то контроль за водителями и кондукторами станет жёстче, статистика перевозок станет прозрачной. Мы увидим реальный пассажиропоток, с которого будут и налоги оплачиваться, и себестоимость рассчитываться. Последняя, на мой взгляд, может оказаться на порядок ниже существующей», – полагает Евгения Корюкова.
В городском управлении по транспорту и связи придумали другой способ повышения качества – конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки. «Учитывается безопасность оказываемых услуг, отсутствие ДТП, стаж работы, класс автобуса, система навигации, соблюдение расписания и др. Победивший предприниматель получит право работать на маршруте три года. При этом он будет ежемесячно вносить плату от 2 до 5 тыс. руб. с каждого автобуса», – рассказал о соревновании Николай ГАВРИЛОВ, начальник управления по транспорту и связи г. Новокузнецка. Вырученные деньги пойдут на оборудование остановок и установку электронных информационных табло.
Ежемесячная плата будет взиматься с частников. Но фактически-то она вновь ударит по карману горожан.
В общем, и чиновники, и перевозчики готовы улучшать качество проезда, осовременивать автобусы и остановки электроникой. И даже конечный источник инвестиций ясен: карман пассажира. Осталось дождаться повышения тарифа на проезд. И всё у нас станет, как в Европе? Держите карман шире.
Автобусы | 2004 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2012 г. | 2013 г. | Итого за 10 лет |
Муниципальные | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12-14 | в 2,3 раза |
Частные | 8 | 9 | 10 | 13 | 14 | 14 | 16 | в 2 раза |
* Цены по Новокузнецку, указаны в рублях. В других городах области они могут отличаться на 1-2 руб.