Жар санкций. Кто виноват в росте цен?

Накрутки обоснованы не у всех. © / Станислав Ломакин / АиФ

За две недели работы горячей линии УФАС на повышение цен пожаловались 26 человек. Кузбасское управление антимонопольной службы совместно со штабом при губернаторе и отделом экономической безопасности ГУ МВД по Кемеровской области провели проверку и буквально поймали некоторые оптовые компании за руку – оказалось, что цены не всегда имеют под собой экономическое обоснование.    
   

Начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Екатерина Кутылкина рассказала, что выявлены конкретные фирмы, которые повышают цены на мясо птицы. По её мнению, безусловно, что провоцируют рост цен оптовики, т. к. сегодня 95% мяса на рынке – товар местных производителей и никаких причин для роста цен нет.

Фото: www.russianlook.com

Свои нахимичили

Компании, которые уже разослали письма торговым сетям о том, что намерены с сентября повысить цены до 25% от нынешней стоимости, были приглашены на заседание штаба по оперативному реагированию на развитие ситуации на продовольственном рынке. Им предложили объяснить, из чего состоит цена. Однако, например, оптовая компания «Альфа», уличённая в повышении цены, отказалась прислать на штаб представителя или предоставить объяснения, ссылаясь на то, что они давно банкроты. Теперь этим делом предстоит заниматься правоохранительным органам.

Дмитрий Онюшев, директор торгового дома «Меже­ни­нов­ский», пояснил, что компания рассылала письма торговым предприятиям о повышении цены на куриную продукцию на 10-15%, потому что это требование томской птицефабрики. Однако официальное письмо от фабрики компания предоставить не смогла. Кроме того, как выяснилось, повышение цены на продукцию торгового дома происходит систематически. Уже сейчас оптовая цена на товар составляет от 106 до 111 рублей за кг. А ещё весной цена была в пределах 94 рублей.

С «Колмогоровским бройлером» ситуация оказалась ещё более запутанной. Сегодня компания отпускает курицу по максимальной цене 110 рублей против 97 рублей этой весной. По признанию коммерческого руководителя, её сформировали исходя из среднерыночной, вовсе не рассчитывая её по себестоимости и рентабельности производства. Остальные компании, заявившие об изменении цен, на заседании штаба всё же сумели по­яснить, почему они на это пошли.

Так, компания «Астронотус», занимающаяся переработкой рыбы, объяснила повышение стоимости своей продукции с сентября на 16% тем, что поставщики из Чили, лишившись конкурентов из Норвегии, начали завышать цены. Они прогнозируют рост лосося и сёмги в цене на 30-40%. В результате их основной импортёр из Санкт-Петербурга стал продавать рыбу по «золотой» цене – 370 руб. за кг сёмги против 280. Горбуша из Владивостока тоже подорожала с 95 до 120 руб.

Как быть с чужими?

Ситуация с рыбой оказывается значительно более сложной, чем с курицей. На местных производителей, а именно они в основном поставляют кур, местные власти могут надавить. В то время как разбираться с поставщиками рыбы, находящимися в других регионах, невозможно. Заместитель губернатора по агропромышленному комплексу Валерий Шабанов говорит, что ситуация усложняется тем, что торговые сети работают с поставщиками продуктов из других регионов, на цены которых повлиять нельзя. Поэтому главная задача на сегодня – разобраться, какие компании завышают цены, и подготовить записку в правительство. «Не должно получиться так, что, удерживая цены своих производителей, мы даём преференции тем, кто завышает цены вне региона», – отметил замгубернатора.