Непростой вопрос. От чего умирают кузбассовцы?

Врачам со временем удаётся спасать всё больше жизней. © / Сергей Ильницкий / АиФ

Вопрос «как я умру?» задаёт себе хоть раз в жизни каждый человек. Произойдёт ли это в больничной палате, на работе, на дороге? И чего больше остерегаться – болезни или убийства?    
   

От чумы до инфаркта

Ещё 100 лет назад кузбассовцев «косили» инфекционные заболевания. «В области и в нашем городе были широко распространены венерические заболевания, туберкулёз, чума, сибирская язва, натуральная оспа, цинга, малярия, дифтерия и многие другие капельные инфекции, дававшие высокую смертность и у детей, и у взрослых», – пишет новокузнецкий врач Зинаида Шарова в монографии по истории педиатрии. Она связывает это с малодоступностью медицинской помощи: до революции на область было всего десять больниц на 205 коек, и людям приходилось лечиться у знахарей, шаманов, бабок-повитух.

Сейчас инфекции отступили: нет былой массовости, в скорбном списке заболеваний они на последнем месте, смертельно поражают около 4% кузбассовцев. Куда страшнее другая напасть, которая отправила на тот свет почти половину жителей области, – сердечно-сосудистые заболевания.

Сердце не выдерживает дефолты

«50% в структуре причин смертности занимают сердечно-сосудистые заболевания. Такова статистика по всей России, и Кузбасс не исключение. Это связано с высокой распространённостью таких факторов риска, как курение, низкая физическая активность, неправильное питание (в рационе мало овощей фруктов, зато много жирных, мучных продуктов) и, как следствие, лишний вес, – объясняет «убойные» цифры статистики доктор медицинских наук, заведующий кафедрой кардиологии НГИУВ, главный кардиолог Кемеровской области Михаил Огарков

– Важную роль имеет высокий уровень стрессов. Замечено, что начиная с 1985 г. пики сердечно-сосудистых заболеваний совпадали с катаклизмами в стране: например, приходились на распад СССР в 1991 г., на дефолт 1998 г., т. е. на время, когда были серьёзные проблемы в политике и экономике. Также влияет более высокая, чем в других странах, распространённость гипертонии. Многие не считают нужным контролировать давление и ходить к врачу, принимать рекомендованные препараты. В результате из пяти гипертоников лишь у одного артериальное давление возвращается к нужным, безопасным цифрам».

Но есть и свет в конце тоннеля. По данным кардиолога, последние восемь лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается в Кузбассе: «Во-первых, потому что последние лет десять мы живём относительно благополучно: благосостояние у людей улучшилось, они больше стали тратить на отдых, на физкультуру и здоровое питание. Помимо этого, нам стали доступны качественные препараты, врачей активно обучают адекватно ими пользоваться. Сегодня в области работают два региональных сосудистых центра, где пациенты с тяжёлыми заболеваниями – инфарктами и инсультами – получают лечение на высоком технологическом уровне. По этому фактору Кемеровская область – одна из наиболее передовых в России».

Итог неоднозначен: уровень смертности в Кузбассе от болезней сердца и сосудов ниже, чем в России, но остаётся выше среднего показателя по Сибири. Это «плод» высокой урбанизации (85% кузбассовцев живут в городах) и производственной специфики региона.

   
   

Земля тюрем, заводов и городов

Самые громкие смерти – насильственные. Количество убийств в Кузбассе почти в два раза превышает среднероссийский показатель. По мнению кандидата юридических наук, декана юридического факультета НФИ КемГУ Александра Диваева, в этом виноваты три фактора – ис­то­рический, эко­номический и, опять-таки, ур­ба­низационный. «Наш регион ещё с царского времени «славился» развитостью тюрем и колоний. Многие из «выпускников» этих учреждений после выхода оставались здесь. Именно они и их потомки составляют ту социальную прослойку, которая наиболее опасна с точки зрения насильственной преступности.

Во-вторых, влияет социально-экономический фактор и главное – экономическое благосостояние. Не секрет, что при всех успехах значительная часть населения до сих пор экономически несостоятельна или в лучшем случае нестабильна. Отсюда и преступность. Учитывая структуру экономики нашего региона, которая в основном завязана на производствах, требующих низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда, не вызывает удивления, что удельный вес насильственной преступности в нашем регионе выше.

И, наконец, важное значение имеет степень урбанизации. Давно отмечено, что в регионах, где проживает преимущественно сельское население, уровень насильственной преступности (убийств, в том числе) значительно ниже, чем в городе. Поэтому преступность в урбанизированном Кузбассе будет превышать такие же показатели в другом сопоставимом по количеству населения регионе, в котором, однако, не так много городского населения», – делает вывод юрист. Если следовать советам двух экспертов из совершенно разных отраслей, то выходит, что жизнь в деревне, подальше от промпроизводств, овощи с собственного огорода и отсутствие волнений по поводу маленькой зарплаты могут отсрочить попадание в скорбный список.