Переселенцы
– Игорь Юрьевич, сегодня в Кузбассе проживает более 2 млн человек, среди них люди разных национальностей. А кто и как заселял Кузбасс? С кого началась наша история?
– История заселения Кузбасса русскими начинается с начала XVII века. До этого здесь проживали шорцы и телеуты. Русское освоение связано с присоединением этого края к Российскому государству и с основанием здесь Кузнецкого острога в 1618 году. Поэтому неудивительно, что изначально сюда ехали служилые люди – конные и пешие казаки со своими атаманами.
По сути, у них была одна миссия – присоединить край к Российскому государству. Они её выполнили и остались здесь только в нескольких гарнизонах. Основным же населением были крестьяне. Но надо отметить, что шли сюда свободные крестьяне, которые не зависели от своих владельцев. Почему возникла необходимость присоединения этой земли к России?
Здесь всегда была замечательная пушнина, которая ценилась на всех рынках и приносила большую прибыль. Коренное население стало платить русским ясак пушниной. Причём русским нельзя было заходить в ясачную область, ведь коренным жителям тоже нужно получить прибыль от своей пушнины. А какой смысл ясака, если бы между русскими и шорцами началась торговля?
На протяжении XVII–начала XVIII веков по реке Томь были основаны остроги – Сосновский, Верхотомский и Мунгатский, а вокруг них уже начали появляться деревни крестьян. Крестьяне вели свой традиционный образ жизни: распахивали земли. Свободных земель здесь было много, поэтому не случайно, что в начале XX века, во время столыпинской аграрной реформы, сюда массово переселялись крестьяне.
Если говорить о том, как повлияли русские на шорцев и телеутов, то нужно сказать, что те и до этого находились в ясачной зависимости от более сильного народа – платили дань енисейским киргизам. Поэтому русские просто переняли систему данничества. Такая консервация отношений существовала до начала XX века. А вот на культуру, конечно, русские, как доминирующий этнос, повлияли.
Достаточно вспомнить, что у коренных народов и письменности-то своей не было. Русские в то время тоже приезжали разные. В XVII веке сюда шли свободные крестьяне из Поморья и Приуралья, а в XX веке – из европейской части, в которой ранее было крепостное право. В XX веке у старожилов и новых переселенцев возникали трения. Мол, те были «рассейскими», не такими хозяйственными и расторопными. Ведь в суровых климатических условиях сибиряк должен адаптироваться, что не могло не оставить следа на его психологических качествах.
– Не возникало ли национальных трений между разными народами? Ведь сегодня нет-нет да и всплывёт история о национальном конфликте, дела уголовные по факту экстремизма возбуждаются.
– Чего им было делить? Во-первых, политика нашего государства всегда была лояльной по отношению к другим народам: наши традиции, наша религия никогда никому не навязывались. Претензии со стороны коренных народов к русским, конечно, были. В XIX веке, когда население прибавилось, крестьяне стали распахивать часть земель, используемых телеутами для пастбищ. Но такие самовольные присвоения пресекались властями.
Не грозит ли утрата
– Сегодня тоже можно отметить тенденцию переселенчества. На улицах города можно встретить узбеков, китайцев, людей других национальностей. Они оставляют след в нашей истории? Меняют традиции? Не окажут ли они на нас такое влияние, как, например, в своё время мы на шорцев и телеутов? Сегодня перед нами стоит проблема утраты самобытности?
– Вряд ли такое возможно – в силу небольшого удельного веса приезжего иноэтнического населения. На бытовом уровне мы, конечно, знаем, что представляет собой их культура и чем они занимаются. Может быть, что-то и перенимаем от них, но это настолько мало, что потеря самобытности нам не грозит. Конечно, если мы потеряем свою самобытность – это будет катастрофа, ведь нации не будет. Сегодня в Кузбассе уже не так много коренных кузбассовцев, т. е. потомков старожилов, среди русского населения.
Старожилы уже давно растворились в трехмиллионном населении области. Увидеть это можно на примере областного центра: в 1917 году в Усть-Искитимске проживало 8700, из них 7700 – переселенцы. Естественно, что к XXI веку их соотношение ещё более увеличилось в связи с движением населения, когда на протяжении двух-трёх поколений разные ветви семьи оказались в совершенно противоположных частях нашего большого государства. Сейчас, вероятно, мы можем говорить только о начальном этапе формирования своей кузбасской культурной идентичности. Потеря самобытности нам точно не грозит, потому что культуру всё-таки мы храним. Этим занимаются в том числе музеи.
Наверняка все слышали о методе исторической реконструкции. Так вот, особенно он востребован в музеях под открытым небом. В той же «Томской писанице» много свидетельств о первых переселенцах, их традициях, обрядах. Тем более все эти реконструкции и праздники – хорошее средство привлечения туристов, поэтому даже выгодно помнить о своей культуре. То, что мы в своё время повлияли на культуру коренных народов, скорее не проблема, а вполне нормальный, естественный исторический процесс.