Жительница Новокузнецка перевела мошенникам 1,7 млн рублей. Ей якобы позвонил оператор с необходимостью продлить сим-карту. Новокузнечанка знала, что так орудуют преступники, но всё равно взяла кредиты в двух банках и выполнила всё, что ей сказали. Почему мы, зная об этих преступных схемах, всё равно верим аферистам? Об этом «АиФ в Кузбассе» рассказала психолог Вера Солдатова.
Почему удочка ловит?
Почему вообще мы верим мошенникам? Всё потому, что они часто используют вызывающий доверие статус, требуют от человека быстрого принятия решений, пугают или наоборот, используют ласковый и заботливый тон. Эти факторы создают условия для сильного стресса, в котором люди более управляемые — стресс снижает критическое мышление.
Критическое мышление, в свою очередь, может отключаться по нескольким причинам:
- Неожиданность звонка с незнакомого номера. Когда звонит неизвестный и сообщает что-то страшное или внезапное, человек попадает в состояние шока, в котором становиться сложно или невозможно думать.
- Осведомлённость о жертве: мошенники знают имя, должность и банк, где жертва хранит свои деньги, что вызывает доверие.
- Перегрузка когнитивных центров: мошенники используют уверенный и быстрый стиль разговора, забрасывают противоречивой информацией и аргументами, что не оставляет времени на анализ ситуации и принятие взвешенного решения.
- Внушение: мошенники повторяют названия своих должностей и используют другие методы внушения, что делает жертву уязвимой.
Звонит мошенник — а дальше?
Если вам позвонил мошенник или кто-то похожий на него, и есть хоть капля сомнения, нужно прекратить разговор или взять паузу: например, попросить, чтобы вам перезвонили. Остановка поможет сориентироваться в ситуации. Не стоит принимать решений, когда вами управляют сильные эмоции, особенно когда они касаются финансов или имущества. Стоит попросить присоединиться к разговору другого человека, который будет лишних эмоций сможет оценить ситуацию объективно.
Очень важно задавать себе вопросы и проверять достоверность источников информации даже от знакомых. Спросите у собеседника имя, узнайте, откуда звонят, что случилось. В таком случае мошенники часто бросают трубку. В разговоре обращайте внимание на тон собеседника и его просьбы: если они кажутся подозрительными, перезванивайте по обычному телефону или в другом мессенджере. Обсудите полученную информацию со специалистами, позвонив по официальному номеру банка, и с близкими людьми. И, конечно, интересуйтесь мошенническими схемами и основой защиты, чтобы не стать жертвой их уловок.
Если вы стали жертвой?..
Попасться на удочку мошенников могут все, независимо от образования и интеллекта. Как пережить стыд и страх, если всё-таки попались?
Пострадать от действий мошенника — это психологическое потрясение, которое выражается в чувствах обиды, стыда, вины, злости, горя и потери. Мы ведь теряем не только деньги, но и самоуважение.
«Важно помнить, что кроме мошенников вас окружают близкие вам люди, которые любят и поддерживают вас. Эта ситуация неприятна, но решаема: нужно учиться на ошибках, искать поддержку и двигаться вперёд», — говорит Вера Солдатова.
Как себе помочь, если вы стали жертвой мошенников:
- Не ругайте себя. Главное, что все живы, остальное не так важно.
- Поделитесь эмоциями с теми, кто не будет ругать, а просто выслушает.
- Вспомните, что вас обычно успокаивает, и позвольте это себе сделать (например, вкусная еда, массаж, встреча с близкими, прогулка и т. д.).
Как утешить другого:
- Не ругайте пострадавшего, ему и так плохо, он ругает сам себя.
- Выслушайте его и помогите ему справиться с негативными эмоциями.
- Предложите свою помощь или просто поддержите его словами (а лучше деньгами, угощением).
- Не торопитесь делать выводы из ситуации, исключите ложный позитив (из серии «Но зато…»).