Что коронавирус принесет? Цены могут взлететь, а бизнес - не выжить

В некоторых супермаркетах покупателям предлагают обработать руки. © / Анна Иванова / АиФ

Соцсети пестрят фотографиями пустых полок супермаркетов. Кузбассовцы на фоне новостей о коронавирусе и падении рубля стараются закупить продукты и промтовары впрок. Бьют тревогу и туроператоры: люди массово отказываются от путёвок и требуют возврата денег. Как в регионе переживают пандемию, разбирался  корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

Коронавирус был подтверждён у двух кемеровчан. Одного из них выписали из стационара 24 марта. С подозрением на коронавирус в больницах на данный момент находится 15 человек. Теперь под домашний карантин попадают абсолютно все возвращающиеся из-за границы (не только из эпидопасных стран) туристы.

Продуктов хватит всем

«Для меня загадка: почему именно макароны?» – смеётся кассир одного из супермаркетов Кемерова. В воскресенье с самого утра горожане приходили в основном за макаронами. В итоге к вечеру полка опустела. Но уже на следующий день товар снова был доступен. Пользуются спросом и антисептики для рук.

Тем не менее дефицита в магазинах региона нет. На прошлой неделе губернатор Сергей Цивилёв лично сходил в один из супермаркетов и убедился, что всё в порядке. Спрос на товары действительно вырос, но торговые сети с ним справляются, поставки продолжаются регулярно. Глава региона заявил, что власти примут меры, чтобы в этих условиях не было повышения цен. А вот с масками дела обстоят сложнее, их нет даже у поставщиков. «Пока они были в наличии, необоснованного роста цен в аптеках зафиксировано не было. На сегодняшний день маски в принципе отсутствуют в розничной сети», – объяснила руководитель Кемеровского УФАС Наталья Кухарская.

Подрастут или нет?

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнес-технологий Кемеровского института РЭУ им. Плеханова Наталья Дмитриева объясняет: «Торговля продовольственными товарами – одна из немногих сфер бизнеса, которая выигрывает в сегодняшней ситуации. И не только из-за повышения цен. Один из главных показателей эффективности торговли – оборачиваемость вложенных средств. Чем дольше товар лежит на полке, тем хуже, так как деньги в нём заморожены. А вот продать много за короткий срок, путь даже недорого, закупить ещё и опять быстро продать – это очень хорошо».

Вирус-террорист

Сотрудница одного из тур­агентств Кемерова Наталья Исыпова (фамилия изменена - прим. ред.) 14 марта вернулась из Италии. Сейчас она находится на двухнедельном карантине в Москве, где временно проживает. Женщина провела в Неаполе семь дней. «В самолёте на обратном пути всех рассадили по одному. Это был последний чартерный рейс, который вывозил только граждан РФ. В московском аэро­порту мы заполнили анкеты, сотрудники в защитных костюмах измерили нам температуру, выдали маски, попросили до места прибытия их не снимать и предупредили о самоизоляции», – рассказывает Наталья.

В Неаполе меры жёстче, чем в Кузбассе. «Итальянцы в шоке. Они всегда такие тусовщики – кафе, рестораны, песни, прогулки. А тут их заставили сидеть дома до 3 апреля. По улицам ходят полицейские машины, военные патрулируют. Выйти просто так из дома нельзя – только со специально заполненным сертификатом, где указана уважительная причина (больница, магазин, аптека). Если человек вышел просто так, ему придётся заплатить штраф около 200 евро или вообще под стражу могут заключить.

   
   

Итальянцы называют коронавирус террористом, который уничтожает всё. В супермаркетах очереди, запускают по одному, выдают перчатки и следят, чтобы дистанция между покупателями была около метра. Итальянцы гудят на своих балконах, поют песни, с соседями перекрикиваются, в общем всячески пытаются быть на позитиве», – рассказывает Наталья.

В Неаполе женщина изучала возможное новое туристическое направление для сибиряков. Но поездка оказалась непродуктивной, потому что всю страну закрыли на карантин.

Генеральный директор «Кузбасского союза тур­индустрии» Ирина Лисина отмечает: ситуация на туристическом рынке просто ужасающая. «По закону, в случае отказа от тура оператор должен вернуть туристу 100% стоимости путёвки. Сегодня отказы массовые. Бизнес к такому оказался не готов. Дело в том, что ни отельеры, ни авиакомпании не то что не торопятся возвращать деньги, а иногда сразу сообщают, что возвратов не будет. Поэтому нужно понимать, что вернуть клиенту сразу всю сумму сложно. Я с ужасом представляю, что произойдёт, если закроется Турция. Это 80% всех проданных путёвок», – отмечает Ирина Анатольевна.

«Без поддержки государства отрасль не выживет. То, что происходит сейчас со стороны некоторых государственных структур, иначе как прессингом не назовёшь. У нас в Новокузнецке Роспотребнадзор изо всех громкоговорителей кричит, что граждане могут получить бесплатную помощь в составлении искового заявления в суд, чтобы вернуть свои деньги. Мне непонятна эта позиция, ведь ведомство не даёт возможность разрешить ситуацию, не доводя дела до суда. Есть же и другие варианты. К примеру, перенести тур на более поздний срок», – добавляет Ирина Лисина. По её мнению, сейчас нужно дать бизнесу время прийти в себя.

Смотрите также: