Ивану Рогинцеву и 18 лет не было – в декабре 41-го пришла повестка. Когда молодой солдат был на учениях, приехали в полк «покупатели»: им нужно было отобрать лучших солдат для обучения в Первом гвардейском Краснознаменном артиллерийско-минометном училище, которое готовило командиров легендарных «катюш». Отбор был строгий: нужны были комсомольцы с чистой биографией и обязательно со средним образованием. Из двухтысячного полка отобрали всего 17 человек, Иван Рогинцев был среди них. В результате после обучения совсем еще молодой парень, который, как говорится, пороху еще не нюхал, был назначен командиром артиллерийского взвода. Так что ему пришлось учиться не только выживать на войне, но и командовать.
Боевое крещение юный «командир «катюш» получил под Ленинградом. Его батарея в январе 1943 года сыграла решающую роль в прорыве блокады, а затем держала оборону, пока войска «расчищали коридор» в город и строили железнодорожную ветку, по которой передавали боеприпасы и пропитание.
– Изначально думал, что я с фронта живым не вернусь: рядом гибли люди, и я тоже погибну. Но знал: кто-то дойдет до Германии, – вспоминает Иван Рогинцев.
Но именно ему было суждено дойти до Берлина. И вот этот счастливый день настал. 22 апреля советские войска прорвались в город. А там – в каждом окне, в каждом подвале – немецкий стрелок. Не зря говорится: «последний бой – он трудный самый». Видимо, Ивану Рогинцеву суждено было напоследок продемонстрировать германской столице героизм своей батареи. Пара километров оставалась до Рейхстага. И тут на пути старинный дом, в подвале которого засели эсэсовцы с фаустпатронами – ни солдату пройти, ни танку прорваться, куда уж на «Студебеккере» лезть – верная смерть. Решили «выкуривать» эсэсовцев: в пустой дом напротив тянули снаряды с «катюши» на веревках через улицу, закладывали их в окна, маскируя стульями и матрацами. А 1 мая ровно в 4 утра Рогинцев приказал дать залп одновременно сотней спрятанных снарядов. Точным ударом разнесло подвал и сам дом, под которым скрывались враги. Последняя преграда на пути к победе рухнула! За ту операцию Ивана Ивановича наградили орденом Красной Звезды.
Расписался на Рейхстаге
В 10 утра его 6-я Краснознаменная гвардейская тяжелая ракетно-минометная бригада стояла у Рейхстага. Тогда еще Иван Рогинцев, расписываясь на стене под кем-то выведенной краской надписью «От Ленинграда до Берлина», не знал, что этот эпизод его жизни станет первым шагом большого начинания. Впереди его ждало возвращение домой. Учебу в педагогическом институте он не стал продолжать – нервы не те. Решил быть металлургом. Опыт руководства батареей помог и в мирной жизни: Иван Иванович работал помощником начальника цеха на ЗСМК. После выхода на пенсию в 60 лет минометчик приступил к написанию книги о войне. Шесть лет, полтысячи страниц, правда о войне устами человека, служившего на передовой, и название – «Ленинград – Берлин. Записки гвардейского минометчика».